четверг, 10 октября 2024 г.

"Подадут нам сигнал часовые..."

"... И над песней цветов полевых
Встанут мертвые рядом с живыми
И утроится сила живых".
 

 
55 лет назад в лагере социализма контрольно-следовая полоса тянулась даже между соседними бараками:
"На границе
На первых порах не чувствуешь, что совсем рядом государственная граница. Там, за контрольно-следовой полосой, и лес такой же, как у нас, и птицы те же, и небо такое же голубое. Но когда побудешь здесь час — другой, начинаешь острее воспринимать настороженную тишину леса, особенную пытливость во взглядах пограничников и местных жителей. Граница есть граница, хотя и пролегает она между двумя братскими странами — Польшей и Советским Союзом.
...Каждый день на заставе звучат слова:
— Выступить на охрану государственной границы СССР!
Пограничники выслушивают приказ, встав по команде смирно. В этот торжественный момент молодые парни кажутся будто намного взрослее. Ладно сидит на солдатах военная форма. Постоянные тренировки, спорт сделали их мускулы крепкими. Только такими и могут быть настоящие пограничники.
Чеканя шаг, выходят за ворота наряды. Ефрейтор Юрий Герасимов и рядовой Владимир Питченко поворачивают направо, сержант Виктор Земчугов и ефрейтор Александр Ментюков — налево. Прижимаясь к ноге Виктора, идет овчарка по кличке "Друг". И в самом деле это верный друг пограничников, преданно несет она службу по охране границы.
Наряды бесшумно движутся вдоль контрольно-следовой полосы. Все здесь знакомо до мелочей. Впрочем, на границе нет меючей. Каждая сломанная ветка, кочка на болоте, упавшее дерево — все на строгом учете, все в памяти пограничником. Граница святое место, отсюда начинается Родина!
Однако есть у советско-польской границы и своя особенность. Строгость, настороженность, придирчивость направлены здесь отнюдь не против людей, живущих по ту сторону рубежа, а против наших общих врагов — различного рода лазутчиков, диверсантов. И борются с ними советские и польские люди совместно, выполняя одно общее дело.
Нам рассказали о таком случае. Опытный и ловкий лазутчик пробирался к границе. Ему удалось обойти дружинников, обмануть бдительность колхозников — шел он дремучим лесом, глухими тропами. Выйдя к приграничному населенному пункту, пристроился к толпе пассажиров, сел в автобус, а в нужном месте незаметно выпрыгнул из него, затаился в кустах. Так и подобрался к самой границе.
Нарушитель хорошо знал польский язык и надеялся, проскользнув за кордон, "раствориться" там среди людей. Выбрав удобный момент, он проник на польскую территорию. Однако советские пограничники вскоре обнаружили следы. Подняли тревогу, связались с польскими коллегами и передали им "следы".
Тем временем нарушитель скрытно пробирался дальше на запад. Он умело прятался, порой лаже отсиживался в воде, пользуясь поясом-поплавком и трубкой для дыхания. И хотя отмахал он от границы немало километров, польские пограничники настигли, обезоружили и захватили нарушителя.
Пограничники, как правило, точны в деталях, наблюдательны. Вот что рассказал нам ефрейтор Александр Ментюков об одном из поисков:
—Однажды и первом часу ночи на заставе раздался сигнал треноги. Личный состав был поднят но команде "В ружье!" Сообщили польским пограничникам о нарушении границы. Осмотрев контрольно-следовую полосу, мы обнаружили так называемый "ухищренный след": двое нарушителей шли спиной вперед, ступня и ступню. Но недаром мы тренируемся каждый лень. Не проведешь. Инструктор Александр Пономарев со служебной собакой и я начали преследование. Собака тут же нашла след. Местами он был нарядно запутан. Однако овчарка уверенно вела вперед. Нарушителей мы настигли. После той операции Александр Пономарев был награжден медалью "За отличие в охране государственной границы СССР", а меня поощрили внеочередным отпуском.
Таковы будни границы.
Здесь ничто не проходит незамеченным. Вот старшина Гурий Рыжиков набирает  номер телефона управления заповедно охотничьего хозяйства.
—Только что границу перешел зубр. Ушел в Польшу,—сообщает он.
Ученые отмечают это в особом журнале. Потом еще звонок: "На стыке застав появился волк..."
Наши пограничники заметили как-то, что над польским городом Беловежем высоко в небо поднялся столб дыма. И тут же с польской стороны раздался тревожный телефонный звонок:
-- Пожар! Просим помощи!
О происшествии немедленно сообщили в штаб погранотряда. Прошли лишь считанные минуты, и наши люди помчались на помощь польским друзьям. Совместными усилиями пожар был быстро потушен.
Это тоже будни границы, свидетельствующие о большой дружбе наших пограничников с польскими. И когда коллективы художественной самодеятельности из белорусских колхозов едут в польские села, и когда польские крестьяне идут проведать советских друзей — первыми приветствуют дорогих гостей пограничники.
В планах политической работы погранотрядов обоих государств намечено много интересного: спортивные соревнования, концерты самодеятельных артистов, обмен опытом боевой и политической подготовки.
—Постоянное общение с польскими друзьями,—говорит офицер Е. Житко,—помогает нам взаимно воспитывать чувства интернационализма, оттачивать боевое мастерство, без чего немыслима охрана священных рубежей наших стран.
Недавно к гостях у наших пограничников побывала группа польских политработников пограничных войск во главе с офицером Ричардом Вяком.
Несколькими неделями раньше в Польшу выезжал ансамбль художественной самодеятельности советских пограничников. На концерте в пограничном городе Тересполе особенно большой успех выпал на долю старшины Аркадия Гайдаренко. С искренней теплотой и задушевностью исполнил он песни "Землянка", "Тройка", "Черемшина". Горячо приняли польские зрители выступления хора и танцевальной группы ансамбля.
Застава, на которой мы побывали, находится в Беловежской пуще, вдали от населенных пунктов. Но здесь не чувствуется оторванности от внешнего мира. Телефон, радио, телевидение связывают боевой коллектив заставы со всей нашей страной, с добрыми соседями и верными друзьми —польскими пограничниками.
Е. Киселев,
И. Новиков.
(Спец. корр. "Правды").
Западная граница СССР".
("Правда", 1969, № 284 (11 октября), с. 6)
.

Комментариев нет: