вторник, 18 июня 2024 г.

"Там, где ныне царит обман..."

"... где народам грозит тюрьма,
хмурый Лондон ушел в туман,
над Нью-Йорком нависла тьма.
Тьма, которой чернее нет,
тьма реакции мировой...
Но все ярче сияет свет
над страной моей,
над Москвой!"
 

75 лет назад свой вклад в киноведение вложил и советский литератор Софронов:
"Кино
Праздник советского народа
Цветной документальный фильм "Первое Мая"
"Первое Мая" (документальный фильм о первомайском празднике 1949 года в Москве). Режиссеры—И. Сеткина, Л. Степанова. Главный оператор — И. Беляков. Текст — Е. Кригера, Ю. Каравкина, читает
Л. Хмара. Производство Центральной студни документальных  фильмов.
Миллионы советских людей вышли в день Первого Мая на улицы и площади  городов и селении нашей родины. Это был светлый весенний праздник. Расцвеченная яркими полотнищами, пронизанная лучами весеннего солнца, Москва как бы пела одну волнующую, песню, песню радости, песню весны, песню счастья советского народа.
Дню Первого Мая посвящен цветной документальный фильм, в котором с огромной силой показаны яркие картины праздника в столице.
В первых кадрах фильма мы видим цветущий сад. Широко разливается река. Над полями, поблескивая в лучах солнца, пролетает первый утренний самолет.
Канун праздника.
На экране лауреат Сталинской премии токарь Московского завода шлифовальных станков Павел Быков. Ему подносят корзину с цветами. Цветы — рядом с токарным станком. Павла Быкова поздравляют товарищи по работе. Смелый новатор, он с начала послевоенной пятилетки завершил 18-ю годовую норму.
Меняются кадры. Мы видим лауреата Сталинской премия токаря Николая Уголькова. Он у станка. Это — новый станок, созданный в содружестве токарей и инженеров. Скорость его— 1.200 оборотов в минуту.
Фильм вводит нас в один из цехов автозавода имени Сталина. Возле новой  грузовой машины группа конструкторов и рабочих завода, удостоенных Сталинской премии.
Чудесной расцветки пряжа мелькает на экране. Это — цех комбината им. Щербакова. В гости к ткачихам комбината пришел Александр Чутких. Он знакомится с качеством готовых тканей.
Кадры кинокартины переносят нас на Московский электроламповый завод. В белом халате стахановка Валентина Хрисанова среди работниц своей бригады.
Фильм показывает нам москвичей, патриотов, новаторов производства, добившихся больших побед.
За сорок месяцев вместо шестидесяти передовые отрасли московской промышленности превзошли уровень производства, который был запланирован на последний год послевоенной пятилетки.
Павел Быков, Валентина Хрисанова, Николай Угольков, Софья Турбина, десятки, сотни и тысячи москвичей — слава и гордость нашей родины! Они пришли к празднику Первого Мая с высокими производственными показателями. Они отдали свои таланты, свой труд, свой ум, свою техническую выучку нашей родине безраздельно, от всего сердца...
Первое Мая!
Восходит солице над Москвой-рекой. Широко раскинулась родная Москва. На первом плане Сталин. С плащом, легко перекинутым через руку, он смотрит далеко вперед, на гигантские стройки, на необозримые поля. Это — замечательная картина художника Шурпина. Она как бы начинает в фильме день Первого Мая, и все, что потом нам предстоит увидеть, неразрывно связано с прекрасно  изображенным на картине лицом нашего великого друга, вождя и учителя товарища Сталина.
Широко развеваются знамена на первомайском ветру. Московские улицы заполняются демонстрантами. Знамена и цветы! Цветы и знамена! Их бесчисленное количество.
Вот улица Горького. Стройно идут по ней молодые граждане нашей столицы. Знатные стахановцы, колхозники, Герои Социалистического Труда, деятели литературы и искусства, студенты и школьники,— советский народ собирается на первомайскую демонстрацию.
Красная площадь...
Заполняются трибуны у Кремлевской стены. Академик Лысенко и знатные колхозницы, стахановцы и инженеры, художники и писатели, наши гости — китайская делегация во глазе с профессором Го Мо-жо. генеральный секретарь Всемирной федерации профсоюзов Луи Сайян, мать двух Героев Советского Союза учительница Космодемьянская,— все они сегодня на трибунах возле Кремлевской стены.
Время приближается к 10 часам. На Красную площадь идут т.т. В. М. Молотов, Г. М. Маленков. Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов, А. И. Микоян, Л. М. Каганович, Н А. Булганин, Н. М. Шверник, А. Н. Косыгин, М. А. Суслов. П. К. Пономаренко, Г. М. Попов, М. Ф. Шкирятов.
На трибуну мавзолея поднимается Сталин. По Красной площади прокатывается гул рукоплесканий. Рабочие, колхозники, ученые и писатели, генералы и солдаты обращают свои взоры к надежде всего передового человечества товарищу Сталину.
Сталин приветствует народ.
Звучно бьют кремлевскне куранты. Десять часов.
Начало парада.
Из Спасских ворот выезжает министр Вооруженных Сил СССР, маршал Советского Союза тов. А. М. Василевский. Навстречу ему, к середине Красной площади, на коне скачет командующий первомайским парадом маршал Советского Союза тов. К. А. Мерецков. 
Приняв рапорт маршала Мерецкова, А. М. Василевский об’езжает выстроившиеся на Красной площади войска.
Потом он поднимается по ковровой дорожке иа гранитную трибуну мавзолея, подходит к микрофону и произносит речь краткую, но полную силы и уверенности. Он говорит:
"В капиталистическпх страиах непрерывно растет безработица и усиливается наступление эксплоататоров на жизненный уровень трудящихся. Тяжелое и бесправное положение рабочих и крестьян в капиталистических государствах усугубляется подготовкой новой мировой войны, которую пытаются развязать американские реакционеры.
С целью завоевания мирового господства правящие круги Соединенных Штатов Америки открыто перешли к агрессивному политическому курсу. Они усиленно сколачивают военные блоки. Теперь, после заключения Северо-Атлантического пакта, всем стало ясно, что острие этой агрессивной политики направлено против СССР и стран народной демократии.
В ответ на эти происки поджигателей войны трудящиеся всех стран должны укреплять свои силы под знаменем борьбы за мир во всем мире".
Мы видим, с каким вниманием слушают советские люди речь министра Вооруженных Сил. Слушают парашютисты, стоящие в Охотном ряду; танкисты—у открытых люков; артиллеристы—возле жерл своих орудий.
Широко над площадью разносятся заключительные слова речи министра Вооруженных Сил:
—Под знаменем Ленина —Сталина советский народ уверенно идет вперед, к победе коммунизма.
Советская Армия и Военно-Морской Флот надежно охраняют свое социалистическое Отечество. Наш народ может быть уверен, что его мирный труд оберегает испытанная в боях сила — Советская Армия, Авиация и Флот, всегда   готовые с честью выполнить свой священный долг перед Родиной.
Тов. Василевский заканчивает свою речь словами:
— Слава вдохновителю и организатору наших побед, нашему великому вождю и учителю товарищу Сталину! Ура!
Оркестр играет гимн Советского Союза. Мы видим вспышки орудийных залпов. Это гремит салют за Кремлевской стеной. Мы слышим мощное, как морской прибой, громкое "ура", перекатывающееся , по Красной площади.
Начинается парад...
Высокая честь открыть торжественный марш воинов Советской Армии на Красной площади в день Первого Мая по традиции принадлежит трижды орденоносной Военной академии им. Фрунзе.
Затем по площади проходят командиры, преподаватели и слушатели Артиллерийской академии им. Дзержинского, танкисты ордена Ленина Академии бронетанковых и механизированных войск имени Сталина, летчики — воспитанники Краснознаменной Военно-Воздушной академии. 233 Героя Советского Союза в колоннах летчиков.
Перед трибуной мавзолея — Военно-Политическая академия имени Ленина. Знамя академии несет Герой Советского Союза майор Самсонов. Это его батальон водрузил алое знамя победы над рейхстагом.
Четко, плечом к плечу шагают по Красной площади курсанты Военно-Морского училища им. Фрунзе.
С винтовками наперевес проходят колонна Краснознаменного Московского пехотного училища вмени Верховного Совета РСФСР.
Сколько уверенности, силы в этом торжественном марше! Сталинские солдаты, сталинские офицеры, воспитанники сталинской военной школы, новаторы военной науки, герои Отечественной войны, молодые орлята, беззаветно преданные родине!
Тепло и ласково смотрит на них товарищ Сталин, смотрят его соратники, смотрят тысячи москвичей.
В небе нарастает мощный гул. Из-за Исторического музея в лазури показываются самолеты. Мы видим флагманский самолет; в нем — командующий воздушным парадом гвардии генерал-майор авиации В. И. Сталин. Незабываемое зрелище представляет пролет боевых машин над Красной площадью. Только по движению наблюдающих за авиацией людей можно судить, с какой скоростью проносятся эти чудесные машины, сделанные руками наших советских людей.
Мгновение... Еще мгновение... Невероятная скорость!
Шумно аплодируют на трибуне москвичи соколам нашей родины.
А по Красной площади стройно, на машинах проезжают солдаты Гвардейской Таманской Краснознаменной ордена Суворова стрелковой дивизии имени Калинина. Твердо держат они свое оружие. Марш таманцев замыкают могучие танки.
Проносятся мотоциклисты, парашютные части. Идут танкисты Гвардейской Кантемировской дивизии.
Под тяжестью могучих танков дрожит  каменная мостовая. Площадь окутана легким дымом, и мы видим, как на одной из трибун иностранец в черном цилиндре с тревожным любопытством смотрит на стальныо крепости, идущие по Красной площади.
Проносятся стройными рядами гвардейские минометы. Проходят орудия различных калибров, грозные огневые силы Советской Армии.
Парад Вооруженных Сил закончен. Это был парад пашей воли и нашей силы, парад могущества нашей страны, демонстрация решимости твердо стоять за дело мира, оберегая нашу родину от любых посягательств извне.
Проходит, сверкая медными трубами, оркестр. Мгновение, — площадь пуста.
Но вот снова она заполняется красными знаменами, плакатами с наименованиями районов, вышедших на Красную площадь.
Впереди всех знамен— увенчанное орденом Ленина знамя Москвы, знамя нашей великой столицы.
Высоко над колоннами лучшие люди столицы несут прекрасно исполненный портрет товарища Сталина.
За знаменами следуют яркие, многоцветные ряды демонстрантов. Юность столицы заполняет Красную площадь. Это молодежь Москвы, рукоплеща и поднимая разноцветные стяги к небу, обращая свои лица и взоры к трибуне мавзолея, горячо приветствует товарища Сталина и его верных соратников. Это — молодость бурливая, как весенняя река, как ручей, быстрая и неспокойная, яркая, как весенние сады и луга. Сильные, уже успевшие загореть под весенним солнцем, мускулистые, в спортивных костюмах, проходят физкультурники столицы. Их много, их тысячи, их десятки тысяч в этих праздничных колоннах.
За ними вся огромная, ликующая Москва. Лица москвичей обращены к мавзолею.
Молодые и старые, с детьми. Пионерские галстуки вспыхивают на ветру. Вот проносят розовощекую девочку на плече. Она тянется к товарищу Сталину. И товарищ Сталин аплодирует и показывает руками, что это ей он аплодирует, он заметил ее, эту чудесную маленькую гражданку нашей родины.
А на плече другого мы видим мальчика. Он в кубанском чекмене, с газырями на груди, он улыбается и также тянется ручонками к товарищу Сталину. И снова
улыбается товарищ Сталин и приветствует детей и юношей, идущих мимо мавзолея.
Через всю демонстрацию проходит эта улыбка, отеческая, ободряющая, приветливая улыбка товарища Сталина. Его глаза полны глубокой теплоты и любви в тем, кто идет сегодня по Красной площади. И чувствуется, как неразрывны товарищ Сталин и советский народ, как глубока любовь советского народа в вождю, как товарищ Сталин глубоко верит каждому советскому человеку, честно отдающему свой труд и свои таланты для расцвета прекрасной советской родины.
Навсегда останутся в памяти эти драгоценные кадры документального фильма, которые так хорошо сумел запечатлеть оператор.
Одно чувство об’единяло всех людей, заполнивших Красную площадь, людей разного возраста, разных характеров, людей, вышедших в день Первого Мая на демонстрацию; и чувство это было глубоким и неиссякаемым, чувство, которым живет и движется наша родина к прекрасным  вершинам коммунистического общества,— чувство животворного советского патриотизма!
Парад и демонстрации 1949 года надолго запомнятся москвичам. И то, что операторы сумели так полно и так талантливо запечатлеть эти драгоценные картины праздника Первого Мая в Москве, является большой их заслугой и ценным вкладом в нашу документальную советскую кинематографию.
Весь фильм провизии солнцем, заполнен весенними красками и мелодиями. И демонстрация, и показанные в конце фильма народные гулянья в день Первого Мая на площадях и на улицах Москвы, и торжественный салют, рвущийся в московское небо, и праздничные иллюминации, и отраженные огни в Москве-реке,— все это — как прекрасная песня, как поэма о счастье советского народа.
Фильм, посвященный Первому Мая, рассказывает о великом единении советского народа со своим вождем, со своим другом, с человеком, который ведет нашу родину к новым победам, к коммунизму!
Анатолий Софронов".
("Известия", 1949, № 143 (19 июня), с. 3).

Комментариев нет: