пятница, 11 августа 2023 г.

"Студеный ветер дует от Байкала…"

"… Деревья белые в пушистом серебре.
Родные улицы, знакомые кварталы...
Город мой, город на Ангаре!"
 

60 лет назад удачно прошли мимо сквера советские рабочие-дружинники Порошенко и Семенов:
"Репортаж о незадачливом репортере
В скором поезде Москва—Владивосток господин в мягкой зеленой шляпе представился соседу по купе английским туристом. Он достал бутылку шотландского виски и жестом пригласил соседа сесть ближе к столику. Сосед принялся развертывать свои свертки со снедью. И не услышал, а скорее почувствовал, как незнакомец прыгнул к двери и повернул замок...
Да простит читатель за детективное начало: мне не приходилось работать в подобном жанре, к этому меня вынудил Джайлс Джозеф Кристоф Фербанк, по происхождению англичанин. Прежде чем стать журналистом, Фербанк пробовал быть коммивояжером, преподавателем английского языка и каменщиком на ремонте автодорог. Но ему не слишком везло на этих работах, и потому он стал корреспондентом американской телевизионной компании штата Канзас. Компания специализируется на пропаганде американского образа жизни и называется "Фирма по рекламе США".
С паспортом английского туриста в вагон поезда и вошел Фербанк.
Предполагалось, что в поездке по России он соберет материал для сценария. Но ему было ясно, что на этом много не заработаешь. Поэтому Фербанк вез товары, которые, по его просвещенному мнению, должны были у русских пользоваться спросом. Он так был уверен в успехе, что на пограничной станции Чоп отказался менять доллары на советскую валюту: он сделает деньга сам!
Итак, Фербанк повернул замок в двери и спросил русского:
— Хэлло, твоя цена?
Пожилой человек-встал и посмотрел на беспардонного туриста так, что тот повернул ключ в дверном замке в обратную сторону...
В уютной комнатке иркутского отделения "Интуриста" привыкли к самым неожиданным запросам. Один итальянский турист, говорят, пожелал сколотить плот и спуститься по Ангаре к Енисею... Фербанк не собирался причинять хлопоты.
Вечером прохожие обратили внимание на располневшего господина, нервно шагавшего от угла до угла по улице Карла Маркса. Он пристально всматривался в лица, как будто искал знакомых. В минуты решимости наш герой подзывал прохожих в подъезды домов, но люди спешили по своим делам.
Однако отдадим должное предпринимателю-журналисту: он нашел одного покупателя —иркутского бездельника, известного на главной улице под именем Володи-Вольдемара. Бывший студент института иностранных языков, а ныне классический тунеядец Володя-Вольдемар так описал свое первое знакомство с иностранным гостем:
"Я стоял возле кинотеатра "Художественный" и держал в руках газету на английском языке. Ко мне подошел незнакомый человек и представился английским туристом Джайлсом. Он спросил, не хочу ли я купить у него американских сигарет, и пригласил к себе в номер. Там он предложил мне купить мужские английские полуботинки, перлоновую рубашку, английскую военную рубашку цвета хаки..."
А потом Фербанк извлек из чемодана пачки порнографических открыток. У гостя разбежались глаза: иностранец тасовал их и клал к нему на колени одну за другой. Первые двенадцать комплектов он продал Вольдемару за 18 рублей.
И еще дал семь пачек "Пелл Мелл" в придачу.
Часть товаров Фербанк рискнул продать в кредит. Он уступил клиенту за 8 рублей белые итальянские трусики и еще три пачки сигарет. На другой день они встретились в сквере на улице Российской.
В это время мимо сквера проходили рабочие-дружинники тт. Порошенко и Семенов. Из-за кустов они услышали приглушенные голоса. Дружинники раздвинули кусты и увидели: на скамейке висит мужская перлоновая сорочка, белые мужские трусы. Между полуботинками и пачками сигарет блистают нью- йоркские и лондонские издания. На ярких обложках "Секса", "Гертера", "Иры" —короткие рекламки: "Стриптиз Рольф и Клифф...", "В серии —обнаженные изображения английских моделей из высшего света".
Дружинники предложили Фербанку и Вольдемару пройти в милицию. По просьбе дежурного старшего лейтенанта Маковеева американский корреспондент написал единственный за свой тур по СССР репортаж. Я приведу из него лишь несколько строк: "Я, иностранный турист, встретил русского и хотел с ним поехать на Байкал. Я дал ему несколько пачек сигарет и открытки моих любовниц, которых знал в Лондоне... Народные дружинники подумали, что я пытался продать эти вещи. Мы пошли в милицию и все, имеющие отношение к происходящему, дали свои показания. Я согласен добровольно отдать открытки моих любовниц. Джайлс Фербанк".
По просьбе читателей из районного отделения милиции он добавил в эпилог еще одну фразу: "Рубашки и ботинки мне вернули".
...Много раз приходилось мне встречаться с иностранными журналистами. Мы обжигали пальцы у костра на Байкале, уступали друг другу телефон на Енисее, и когда на Братской ГЭС чернила превращались в сосульки, мы ломали карандаш на троих. Не всегда мы оценивали события одинаково, но это не мешало мне помогать коллегам глубже вникать в советскую действительность. И пусть этот случай не падет косой тенью на зарубежных журналистов, в том числе американских, —мы и впредь будем встречать с сибирским радушием каждого, кто приезжает с чистыми руками.
А Фербанк —знаете, мне было бы жаль, если бы телевизионная компания штата Канзас надумала выставить незадачливого предпринимателя за дверь. И хотя созданный им в милиции репортаж не совсем тот, которого ждали от него хозяева, я все же готов утешить руководителей фирмы: ваш корреспондент Джайлс Фербанк отлично рекламирует за границей американские нравы и образ жизни. Право же, я не встречал человека, который это делал бы лучше.
Л. Шинкарев,
соб. корр. "Известий".
Иркутск, 13 августа. (По телефону)".
("Известия", 1963, № 192 (13 августа, московский вечерний выпуск), с. 4).

Комментариев нет: