"... Даже
собственный портрет,
Только вид сапог солдатских
Не менялся много лет".
35 лет назад
на советском экспорте следы сапог были видны повсюду:
"Репортаж
с пристрастием
Сапогами по
капоту
Следы сапог
были видны повсюду: на капотах, крышах и даже крыльях новых автомобилей,
которые только что разгрузили с железнодорожной платформы. Даже если они, эти сапоги, и не сделали вмятин
на крыше, то от них, как правило, оставались царапины. А это значит, что кузов
либо целиком, либо частично придется перекрашивать...
— Чьи это следы?—переспрашивает
меня Ж. Мегаззини, директор фирмы "Семпа", которая занимается продажей советских автомобилей во Франции.—
Пограничников
таможенников... Может быть, железнодорожников — советских, чехословацких, западногерманских,
которые таким образом осматривают платформы с автомобилями. Машины на них стоят
плотно друг к другу, и они, видимо, считают, что им проще ходить прямо по капотам...
Примерно месяц
находятся в пути "Лады", "Нивы" и "Самары". Вначале их грузят в Тольятти, а затем в Чехословакии перегружают
на вагонные площадки западногерманской компании "Шенкер", на которых их доставляют
в небольшой эльзасский город Агно, где находится фирма "Семпа". Она является филиалом
компании "Пок", которая занимается
продажей наших автомобилей на французском рынке.
— Сапоги оставляют
царапины,— продолжает Ж. Мегаззини, — но бывает, что машины приходят к нам и с более
"глубокими ранами"— по пути воруют электроблоки,
различные приборы и детали (раньше у нас это стыдливо называли "разукомплектовкой".—Ю. К .). В целом примерно
половина машин к тому моменту, когда они оказываются во Франции, имеет те или иные
дефекты, которые нам приходится устранять.
Единственный способ избежать этого — перевозить их в закрытых вагонах, которые вы,
насколько мне известно, покупаете в Финляндии.
Каждый год через
"Семпу", на которой работает
представитель ВАЗа, помогающий в решении технических вопросов, проходит около
25 тысяч советских машин. В ее цехах до отправки в магазин проверяются все узлы
автомобиля. Если есть необходимость, их ремонтируют и перекрашивают и в соответствии
с требованиями французского рынка устанавливают дополнительные детали. На некоторых
машинах меняют фары на более "модные" или, скажем, дооборудуют кузова "Нивы". К двигателю, механической
части наших машин, как правило, претензий нет. Главная беда — пластмассовые детали,
которые зачастую — брак. Кроме того, дорогой выгорает обивка сидений, а их смена
обходится в две тысячи франков (двести инвалютных рублей). Остальные неполадки выясняются
во время эксплуатации автомобилей. Но о них немного позже.
"Лады" и "Нивы" часто можно встретить
на французских дорогах. В последнее время появились и "Самары", которые неплохо смотрятся
среди других "иномарок". Сейчас во Франции —а она крупнейший в западном мире импортер
наших машин — около двухсот тысяч советских автомобилей. В настоящее время здесь
успешно проходит испытание на соответствие международным нормам безопасности модель
"Запорожец" ЗАЗ-1102. Фирма "Пок" также заказала образцы
автомобиля АЗЛК-2141 и после проведения комплексных испытаний будет вести переговоры
об их поставках во Францию.
—У советских
автомобилей в целом неплохая репутация,— отмечает Ж. Мегаззини.—Они прочны, долговечны,
неприхотливы. Французов привлекает в них относительная
дешевизна и надежность. К сожалению, за исключением ВАЗ-2108-"Самара" все остальные модели
уже старые, да и расход бензина у них высок. О "Самаре" разговор особый. Сначала
она хорошо пошла на рынке, и сейчас составляет примерно половину продаваемых во
Франции советских машин. Но затем, с августа, ее продажа несколько снизилась. "Мой двоюродный брат несколько месяцев назад купил "Самару",— рассказывает Ж. Мегаззини,—и
с тех пор со мной не разговаривает. В машине все время что-нибудь выходит из строя:
то стартер, то прерыватель. Да и с запасными
частями далеко не все в порядке. Как правило, надо ждать три-четыре дня. Вы считаете,
что это не долго? Но человеку автомобиль нужен постоянно, каждый день, порой круглосуточно.
Зачастую он без него, как без рук. А французы к новому автомобилю относятся чрезвычайно
придирчиво, будь то "Лада" или "Роллс-Ройс". Особенно много нареканий по поводу стартеров болгарского
производства и югославских аккумуляторов.
Наконец, мы с нетерпением ждем того момента, когда начнет поступать ВАЗ-2109-"Самара" с четырьмя дверцами,
а не с двумя, как это было до сих пор.
—У нас хорошие
деловые контакты с ВАЗом, но вы все еще слишком долго реагируете на наши просьбы,—говорит
мне на прощание Ж. Мегаззини, — хотя в последнее
время дело несколько улучшилось. Тем не менее мы уже десять лет просим завод сменить
обивку на такую, которая бы не выгорала. Безуспешно.
Ю.
Коваленко,
соб. корр. "Известий".
Агно-Париж.
Наш собственный
корреспондент по Куйбышевской области С. Жигалов попросил прокомментировать репортаж
заместителя генерального директора АвтоВАЗа по экспорту и внешним связям С. Бориса:
—Чьи следы? Установлено,
по крышам и капотам "Нив" и "Лад" топчутся наши таможенники и пограничники. Утверждаю это на
основании проверок, где все документально зафиксировано. Такие их прогулки обходятся
в круглые суммы валютных потерь. Думаю, если бы убытки от порчи автомобилей отнести
хотя бы раз на их счет, безобразия бы немедленно прекратились. Пока же все наши
просьбы и требования остаются без внимания.
Разукомплектовка
или воровство, называйте как угодно, автомобилей на железной дороге — жестокий бич.
Мы стали использовать закрытые вагоны. До конца пятилетки МПС СССР обещает закупить
в Финляндии 2.500 вагонов. Всю продукцию тогда будем перевозить только в них. Но
гарантий, что импортеру будут поступать
неразграбленные "Нивы" и "Лады", пока дать не могу.
В ЧССР на станции
Чиерна над Тисой наши автомобили выгружают на открытую площадку. Это бурьянное поле,
ничем не огороженное. Охрана —сторож с собакой. Здесь в ожидании, пока перевозчик
погрузит в вагоны западногерманской фирмы Шенкер, автомобили стоят под дождем и
снегом порой месяцами... В феврале прошлого года у меня на глазах средь бела дня
какой-то тип открутил у "Нивы" руль и тут же пытался продать. Воруют стекла, колеса, другие узлы. Неквалифицированные рабочие
бьют кузова при перегрузке.
МПС СССР хорошо
осведомлено о таком положении,—оно отвечает за доставку наших автомобилей, но мер
не принимает. Верилось, после обсуждения проблем в прошлом году с заместителем министра
транспорта ЧССР Р. Лоудой положение нормализуется.
Этим летом директор
нашей фирмы "АвтоЛада" М. Руднев, отвечающий за экспорт, с составом автомобилей
проехал от ворот АвтоВАЗа до Агно. В Чиерне над Тисой положение практически не изменилось.
—Может, у чехословацких
железнодорожников недостает опыта?
—Вряд ли. Неподалеку
в Кошице продажей вазовских автомобилей в Чехословакии занимается фирма "Мототехна". Так вот, там все погрузочно-разгрузочные
работы проходят без малейших ЧП. "Мототехна" не раз предлагала нам свои услуги, но министерство транспорта
ЧССР и МПС СССР и не дают согласия, и не поправляют положения. А оно нетерпимо!
—Претензии в
репортаже адресованы и самим автостроителям.
—За наш автомобиль
мы перед покупателями несем ответственность полностью. Обидно да и накладно, когда
честь вазовской марки страдает из-за поставщиков комплектующих материалов. Вот уже
многие годы мы бомбардируем Нефтекамский комбинат искусственных кож, директора Р.
Багаутдинова: "Дайте, наконец, качественную невыгорающую обивку". Реакция бывает более
чем странная —задерживают поставки. До каких
пор такое будет продолжаться?— хотелось бы
через газету спросить руководство и завода, и Минлегпрома СССР.
Сходная картина
с пластмассовыми деталями. Их поставляет нам Сызранское объединение "Пластик" Минхимпрома СССР. Без
резкого улучшения качества пластмассовых комплектующих нам не выйти на мировой уровень
автомобилестроения.
Мы много работаем
с болгарским и югославским заводами "Динамо" и "Трепча" над повышением надежности и качества стартеров и аккумуляторов.
Хотелось, чтобы болгарские
и югославские партнеры оперативнее реагировали на наши предложения и замечания.
От этого выиграют все. Покупатели тоже.
—Когда французские
автомобилисты смогут купить "ВАЗ-2109"?
—Планируем начать
поставку этой модели во Францию во втором квартале 1988 года".
("Известия",
1987, № 314 (9 ноября, московский вечерний выпуск), с. 2).
Комментариев нет:
Отправить комментарий