пятница, 6 ноября 2020 г.

"Народа твёрдая рука взяла под власть заводы, пашни..."


"...И только памятью векам
Остался тёмный день вчерашний".


70 лет назад советские люди сами чувствовали, что нет большей награды для бойца, чем горстка земляных орехов от девушки:
"Кино
Победа китайского народа
"Победа китайского народа" —новый художественно-документальный цветной фильм. Автор —режиссер Л. Варламов, текст К. Симонова, режиссер И. Лукинский.
Фильм снимали китайские и советские операторы. Производство Центральной студии документальных фильмов и Пекинской студии Центрального киноуправления Китайской народной республики. 1950 год.
О народно-освободительной борьбе в Китае и героизме, самоотверженности китайского народа в достижении победы, о его преданности делу революции, коммунистической партии и товарищу Мао Цзе-дуну, о великой любви китайского народа к Советскому Союзу, к вождю советского народа и трудящихся всех стран— товарищу Сталину рассказывает новый художественно-документальный цветной фильм "Победа китайского народа".
Перед зрителем — пекинская площадь "Небесного спокойствия", которую теперь народ называет "Красной площадью". Она заполнена сотнями тысяч радостных людей. Бьют барабаны, звучат приветственные возгласы, праздничная музыка. Товарищ Мао Цзе-дун провозглашает рождение Народной республики Китая. В голубое небо медленно и торжественно поднимается государственный флаг новой республики. Главнокомандующий Народно-освободительной армией Чжу Дэ принимает парад войск. Идут солдаты армии-победительницы, люди, которые под руководством коммунистической партии Китая с оружием в руках завоевали свободу и независимость своей многострадальной и веками боровшейся родине.
Так показом дня 1 октября 1949 года, дня провозглашения Народной республики
Китая, начинается фильм, документально запечатлевший этапы сурового и победоносного шествия китайской революции.
Эпизоды народно-освободительной борьбы в Китае — в центре повествования. Воскрешая картины боевых действий, фильм убедительно показывает превосходство стратегии и тактики Народно-освободительной армии над стратегией и тактикой войск гоминдана, обученных и вооруженных Вашингтоном.
Велики героизм, мужество и стойкость солдат Народно-освободительной армии, воодушевленных благородными целями и руководимых опытными командирами. Бойцы преодолевают мощные крепостные укрепления, быстро осваивают тактику уличных боев в больших городах. Они совершают длительные и изнуряющие переходы в суровое зимнее время и в тропическую жару. Иногда, преследуя панически оставляющего свои позиции врага, бойцы не идут маршем, а бегут километр, второй, третий, бегут целый день... Вперед —и только вперед! Этот наступательный дух Народно-освободительной армии, великий порыв миллионов людей к победе, хорошо удалось передать в фильме.
Народно-освободительная армия обучает солдат не только военному искусству. Она и морально воспитывает человека. Солдат, который несет свободу своему народу, должен быть безупречным. И зритель видит, как свято выполняют бойцы наставления Мао Цзе-дуна: все трофеи принадлежат государству; ничего не брать у населения.
В армии сотни тысяч людей впервые начали обучаться грамоте. Для Китая, где свыше 95 проц. населения не умели ни читать, ни писать, этот факт имеет огромное культурное значение. Китайский солдат учится во время коротких передышек между боями. Он учится даже в походе. Хорошо запоминается такой эпизод. Колонна новобранцев на марше. На спине, на ранцах солдат повешены иероглифы. Надо до привала выучить те, что висят на спине товарища. После привала солдаты обменяются уже выученными иероглифами. Тяга китайского солдата к знаниям, к культуре, покоряет и волнует зрителя.
Под ударами Народно-освободительной армии разлагаются гоминдановские войска. Их не могут спасти американские танки, пушки, снаряды! Складывают оружие гарнизоны городов, сдаются в плен гоминдановские генералы, сдаются солдаты, обманутые и проданные Чан Кай-ши американским и английским банкирам. Действует правдивая агитация политработников-коммунистов Народно-освободительной армии — тысячи гоминдановских солдат переходят на сторону Народной армии.
Один из самых ярких военных эпизодов, показанных в фильме,— переправа через Янцзы, огромную водную магистраль Китая. Масштабы этой военной операции были поистине грандиозны. Прорываясь через заградительный огонь врага, Народно-освободительная армия форсировала Янцзы одновременно в трех направлениях на протяжении пятисот километров. Переправу совершали главным образом на джонках. Яги джонки — свои жилища, — добровольно отдали армии бедняки. Они переправлялись через Янцзы вместе с бойцами, они зачастую и управляли судами. Без помощи народа переправа через Янцзы была бы немыслимой.
Армия и народ — едины. Единство армии и народа обеспечило успех борьбы. Нет большей награды для бойца, чем слезы радости старой женщины, восторг в глазах ребятишек, скромный подарок — красный цветок, чашка чая или горстка земляных орехов от девушки, немного смущенной своей смелостью. Тысячи людей выходят на улицы встречать своих освободителей. В съемках этих массовых эпизодов советские и китайские операторы с подлинным мастерством использовали возможности цветного кино и сумели передать все многообразие праздничной толпы и массовых шествии на улицах китайских городов.
Освобождая города и деревни, Народно-освободительная армия вводила там новые, демократические порядки. Вот крестьяне делят землю и устанавливают новые высокие, исписанные иероглифами межевые знаки. А вот короткая, но волнующая, бе перевода понятная — так выразительны лица и жесты людей —сцена суда над помещиком. Женщина, обличающая помещика на суде, остается в памяти как символический образ народа, который судит своих вековых угнетателей.
Ничто не может заставить 475-миллионный китайский народ свернуть с избранного им прекрасного пути, отдать завоевания революции. Миллиарды долларов и вооруженная помощь США не спасли банды Чан Кай-ши. Американская военная техника, захваченная в боях Народно-освободительной армией, успешно направлялась против хозяев и их слуг — чанкайшистов. Недаром Мао Цзе-дун иронически назвал Вашингтон "арсеналом", а Чан Кай-ши"главным интендантом Народно-освободительной армии". Зритель понимает, что победа китайской революции — это не только поражение гоминдановской реакции, но и поражение американского империализма, который мечтал превратить Китай в свою колонию, в гигантский плацдарм новой кровопролитной войны.
В недавнем прошлом американские и иные империалисты беззастенчиво захватывали земли в Китае,— не случайно в фильме так зловеще выглядят флаги, которые реяли еще совсем недавно над китайскими городами — флаги американские, английские, бельгийские, голландские. Теперь империалисты США оккупировали исконно китайскую территорию — остров Тайван (Формозу) и протаскивают "вопрос о Формозе" в Организацию Объединенных Наций, чтобы, прикрываясь ее флагом, как это сейчас делается в Корее, доказать "законность" своей агрессии. Американские самолеты нарушают государственную границу Китая, обстреливают вблизи китайско-корейской границы китайские города и деревни, убивают мирных жителей. Но нельзя запугать народ, познавший радость свободной жизни!
Картина убедительно свидетельствует о том, что славная коммунистическая партия Китая является вдохновителем и организатором национально-освободительной борьбы исторических побед китайского народа.
Фильм "Победа китайского народа" показывает торжество великих идей марксизма-ленинизма, любовь китайского народа к Советскому Союзу. Революционный опыт и братская солидарность народов нашей великой социалистической Родины облегчали и вдохновляли антиимпериалистическую и антифеодальную борьбу трудящихся Китая.
Самый волнующий момент в фильме — демонстрация в день 70-летия Иосифа Виссарионовича Сталина. На освобожденной земле ликует народ. Девушки бережно несут подарки, солдаты —знамена дорогому и любимому товарищу Сталину. Главнокомандующий Народно-освободительной армией Чжу Дэ провозглашает здравицу: "Товарищу Сталину —десять тысяч лет жизни!" Китайский народ приветствует человека, который еще в 1925 году гениально предвидел, что "силы революционного движения в Китае неимоверны. Они еще не сказались как следует. Они еще скажутся в будущем".
В фильм включены кадры, снятые в Москве,—торжественное заседание в Большом театре в день 70-летия Иосифа Виссарионовича Сталина. Рядом с товарищем Сталиным стоит Мао Цзе-дун.
Фильм "Победа китайского народа", созданный содружеством советских и китайских работников киноискусства, отражает нерушимую дружбу двух великих народов—советского и китайского.
Велика заслуга режиссера и операторов, которые запечатлели в кино на многие годы ряд эпизодов исторической победы китайского народа.  Эта победа нанесла новый сильнейший удар всей системе империализма, кровавым проискам поджигателей войны. Эта победа умножает силы лагеря мира, демократии и социализма, возглавляемого великим Советским Союзом.
Прошло более года со дня тех событий, о которых повествует фильм. В мае этого года мне довелось побывать в Китае в составе делегаций советской молодежи. Мы видели, с каким воодушевлением трудится сейчас китайский народ, как устремлен он весь в будущее, с какой огромной любовью относится к великому знаменосцу мира И. В. Сталину.
Советский зритель будет радостно взволнован: новый документальный фильм покажет ему, как боролся за победу революции китайский народ, народ, который находится месте с нами в великом лагере мира.
З. Туманова".
("Правда", 1950, № 310 (6  ноября), с. 4).

Комментариев нет: