"... Кто выкормил,
вооружил бандита.
Фашистское зверье
бомбило Ленинград,
А бомбы делались на
деньги Уолл-стрита".
65 лет назад в СССР показ
читателю героической борьбы советских людей на фронте и в тылу врага был правдивым
и конкретным:
«Роман о советском
казачестве
Писатель Анатолий
Калинин в годы Великой Отечественной войны находился в действующих казачьих
соединениях. Это и определило специфику его произведений. Герои романов
Анатолия Калинина «На юге» и «Товарищи», написанных в годы войны, - донские
казаки, сражавшиеся за освобождение советского Юга.
Недавно вышло из
печати новое произведение А. Калинина - «Красное знамя».
В «Красном знамени»
много действующих лиц. Среди них - генералы командиры различных частей,
солдаты, участники партизанского подполья, колхозники. Однако ни одного из них
нельзя назвать главным героем романа. Это не означает, что действующие лица
романа безлики, однотипны. Автор сумел в поступках, поведении и думах людей
подчеркнуть то особое и своеобразное, что определяет каждого человека как
индивидуальность, сумел в каждом из них раскрыть те замечательные качества, в
которых воплощаются красота и величие советского народа.
Одновременно А.
Калинин показывает одну черту, свойственную большинству действующих в романе
лиц и цементирующую их в единый могучий коллектив. Это - сильно развитое
чувство личной ответственности за судьбу страны, за исход войны.
Лето 1942 года.
Отступая, Красная Армия в жестоких боях изматывала врага, мужала, крепла духом.
Уверенность в том,
что неудачи Красной Армии носят временный характер, что разгром врага неминуем,
была безграничной и органической. Она жила в сознании людей, направляла их
волю, определяла поведение. Автор проникновенно выразил это в беседе бойца
Андрея Рубцова с отцом.
« - Неустойка? -
спрашивал отец у Андрея.
- Одни мы. Сами
воюем, - отвечал Андрей.
- А на кого же нам
ещё надеяться, как не на себя? - с удивлением говорил Тимофей Тимофеевич. - На
Америку? На англичан? Так они испокон, известно, чужими руками мастера
воевать».
Видная роль отведена
в романе капитану Батурину. Образ его нарисован с предельной психологической
убедительностью. Батурин - положительный герой не потому, что так хочется
автору, а в силу собственного душевного склада, мировосприятия, в силу личного
поведения и поступков.
Скупой на слова,
скромный, мечтающий о работе сельского учителя, Батурин - вдумчивый,
мужественный и отважный командир, с развитым чувством ответственности перед
страной, перед народом.
Таков и верный
помощник Батурина - политрук Хачим Тиунов. Образ его выписан тепло. По натуре
своей Тиунов - душевно мягкий, даже лирически настроенный человек.
Характерная черта
Батурина и Тиунова - безграничная вера в советского человека, умение благодаря
этому распознавать людей.
Большое достоинство
писательской манеры А. Калинина в том, что он без громких слов, без деклараций,
зачастую скупыми мазками умеет показать то, что составляет для советских людей
естественный смысл их бытия, закон поведения.
Отрезанные от своих,
Андрей Рубцов и связистка Саша Волошина пулемётным огнём сковывали атаку
немецких гренадёров, пока их батальон не перешёл в контратаку. Командование
пригласило героев для вручения им орденов. На армейском КП генералы чествуют
героев, а те... недоумевают. По их собственному мнению, они ничего не
совершили, их поступок был самым заурядным.
« - Люди меня
хвалят, а мне кажется, что это они наперёд, и надо... ещё... перед народом
оправдаться, - говорит Андрей генералу Акимову. - Будто в должок перед людьми
входишь...
- Это ты правильно
сказал: народу мы задолжали, - согласился Акимов. - Вы... поменьше, а вот мы, -
он посмотрел на члена военного совета, - побольше».
Раскрывая
всенародный характер борьбы против фашистских захватчиков, Анатолий Калинин,
естественно, стремился нарисовать и картину героического сопротивления в тылу
врага.
Для работы в
подполье оставлен на захваченной врагом территории Павел Щербинин-Сухарев.
Автор показал, каким
образом для партийной подпольной работы Павел добровольно проник в гитлеровский
концентрационный лагерь. Мужественным поведением подчёркивая честь и
достоинство советского человека, он сразу завоевал доверие и уважение
заключённых.
Приходится, однако,
констатировать, что картины партизанского подполья в романе не получили
необходимого развития. Сухарев организовал сопротивление и побег пленных Но об
этом читатель узнаёт лишь со слов самого Павла. Автор оставляет читателя в
полном неведении об обстоятельствах побега, о судьбе его участников и т. д.
Бледно показана и участница партизанской борьбы Анна Луговая. Вместе со всем
населением она уходит из оставляемого армией города, но вдруг поворачивает
обратно и, ещё в полной мере не осознав своего собственного поступка, идёт в
обком. Ей удалось уговорить секретаря обкома оставить её в подполье. Решение,
как видим, неожиданное для обоих и в романе слабо мотивированное.
Как переводчица в
лагере военнопленных, Анна должна служить связующим звеном между Павлом и
комитетом. Однако деятельность Анны ограничивается передачей Павлу записки, а
затем уведомлением его о том, что Крутицкий - предатель, о чём, кстати говоря,
сама она узнала чисто случайно. Больше Анна Луговая в романе не появляется.
Последние сведения о ней читатель получает от Павла: выполняя задание, Анна
переправилась через залив. И опять читатель не видит её в действии.
О комитете, который
направлял партизанское движение, читатель узнаёт также лишь со слов Павла,
чего, конечно, недостаточно.
Обойдён в романе
секретарь обкома Александр Александрович. После того как мы видели его
беседующим с Павлом, а затем с Анной, он кратковременно появляется уже в
качестве члена Военного Совета. В действии он не показан: кто и как
осуществляет на оккупированной территории партийное руководство, неизвестно, да
оно вообще и не чувствуется в романе. Это серьезный недостаток произведения.
События, описанные в
романе, показаны несколько изолированно, в отрыве от событий на других фронтах
Отечественной войны. Однако, несмотря на это, роль казачьих соединений в
Отечественной войне, их высокий патриотизм, военная доблесть отображены в
романе ярко, впечатляюще, художественно убедительно.
Роман написан живым,
колоритным языком. Анатолий Калинин находит характерное слово, свежую деталь,
хорошо чувствует природа. Тем более обидно, что в романе встречаются
стилистические шероховатости.
«Красное знамя» -
яркое, свежее, волнующее произведение, которое, несомненно, будет пользоваться
успехом у читателей. Правдивый, конкретный показ героической борьбы советских
людей на фронте и особенно в тылу врага имеет огромное политико-воспитательное
значение.
С. Пайкина».
("Смена",
1951, № 20 (октябрь), с. 21).
Комментариев нет:
Отправить комментарий