"…Он слышит грохот грозных батарей.
Ты подползи и дай ему напиться,
И защити, и словом обогрей".
И защити, и словом обогрей".
75 лет назад
мобилизационную готовность советских людей ещё выше поднимали фильмы:
«Кино
«Фронтовые подруги»
В утреннюю тишину
улиц врывается грохот танков, бронемашин. Водители их получили боевое задание.
И город пробуждается. Наступающий день тревожен. Где-то на подступах к городу
началась война. Зритель чувствует это по торопливым и настойчивым звонкам с
телефонной станции.
- Срочно явитесь в
штаб!
Без паники и шума,
те, кому надо, идут по еще сонным улицам и отчетливо слышны их твердые шаги.
Они словно заранее ждали этого вызова. Лица их строги, суровы, спокойны.
Вместе с людьми,
показанными в фильме, вы так же решительно и мужественно готовы защищать
родину.
Экран забывается
зрителем, и он входит в жизнь людей, в события, развертывающиеся в фильме, как
участник боевых дней зимы 1939-40 года. Вы понимаете грозящую опасность,
нависшую над городом Ленина, и готовы вместе с героями фильма выступить, чтобы
предотвратить ее, защитив своею грудью колыбель русской революции.
В этом успех фильма
у зрителя, его сила, жизненность, его огромное воспитательное воздействие.
Фильм не только
напоминает о недавних днях борьбы с финской военщиной, не только правдиво
показывает войну с ее опасностями, лишениями и трудностями, но и поднимает еще
выше мобилизационную готовность народа, острее дает почувствовать «неприятную
вещь» - капиталистическое окружение.
Такова подлинная
значимость картины «Фронтовые подруги», сделанной по сценарию орденоносца С.
Михалкова и М. Розенберга режиссером В. Эйсымонтом.
В фильме почти нет
лишних кадров, развертывающиеся события предельно сжаты, ярки, просты и
запоминающиеся. Возможно, что в сюжетной простоте, естественности фильма, в
спокойно нарастающем действии его героев, в постепенном, последовательном
раскрытии их характеров заложена живительная сила, которая делает картину
настоящим произведением искусства.
В комнате штаба РОКК
собрались дружинницы – обыкновенные советские девушки, которые до этого
занимались в кружках и теперь готовы к санитарной обороне. Им выдали военное
обмундирование. Одним девушкам оно по росту и красиво облегает фигуру, другим –
нет, и девушки в гимнастерках с длинными рукавами кажутся чуточку смешными и
неуклюжими. Но лица их веселы, задорны, возбуждены и слегка беззаботны.
- Дело это
добровольное, красоты будет мало, будет много трудной работы,- говорит
комиссар, предупреждая девушек и как бы еще раз проверяя их готовность и
решимость.
Девушки понимают
это, с лиц исчезает беззаботность; сдвинутыми бровями над переносицей они
словно стараются подчеркнуть свою серьезность и показаться суровыми.
Слова комиссара
предостерегают от романтики, служат тем напутствием для молодых, еще неопытных
бойцов, которым поручается впервые важное и ответственное задание.
Девушки уходят на
фронт. Короткие сцены прощания с родными и любимыми на вокзале переданы
взволнованно.
С Наташей Матвеевой
(артистка Зоя Федорова), ее дружинницами Тамарой, Чижиком, Зиной, когда они
садятся в уходящий эшелон, прощаешься, как со своими хорошими знакомыми.
Комиссар был прав.
На фронте девушек ждет будничная работа. Надо одно из помещений превратить в
госпиталь, навести ипорядок и чистоту, вымыть пол, наколоть дров, чтобы
истопить печи, подоить корову, принести виды, - заняться тем черновым трудом,
без которого ничего не создается и не бывает. Еще госпиталь не приготовлен, а
санитарная машина привозит раненых, нужно их обмыть, оказать помощь, перевязать
раны.
Исчезает ребяческий
задор с лиц девушек, они словно повзрослевшие горячо берутся за свое дело.
Но фронт – есть
фронт, близость передовой линии ощущается во всем. Рядом с госпиталем дымятся
еще полуразрушенные строения, доносится артиллерийская канонада, прорвавшийся
бомбардировщик противника появляется над госпиталем. Девушки видят воздушный
бой – бьют по самолету зенитные орудия, разрываются рядом сброшенные бомбы и
взрыв их потрясает стены госпиталя. В глазах дружинниц страх, не в силах
преодолеть его и Наташа. Она идет к врачу. В палатке, не обращая внимания на
воздушный бой, врач продолжает сложную операцию. Он замечает:
- Не отвлекайтесь,
сестра.
Спокойствие, с каким
врач выполняет свой долг, передается Наташе, ее покадает страх и она, повторяя
слова врача, говорит своим подругам, чтобы они работали и не отвлекались.
Самолет противника
сбит, и возвращающийся от зенитных орудий командир поздравляет девушек с боевым
крещением.
А дальше – жизнь
дружинниц наполнена ежедневными, ежеминутными заботами о раненых, материнским
уходом за ними, полным ласки, любви, согревающей бойцов.
Но санитары нужны не
только в госпитале, они нужны и на линии огня, где приступом, выдержкой бойцов
и командиров атакуются вражеские доты. Наташа Матвеева получает приказание
вместе с четырьмя дружинницами выехать туда. Путь их тяжел и опасен. Машина, на
которой они ехали, наскочила на мину. Девушки идут на лыжах. На дереве
притаился противник,его пулей убита одна дружинница. Смерть подруги, ее
похороны, одинокая снежная могила, оставленная в тайге, молчаливая клятва,
которую зритель читает в глазах Наташи, Чижика, Тамары – одна из самых
волнующих эпизодов этой картины.
В фильме есть личные
и любовные отношения Наташи к старшему лейтенанту Коровину и раненого
разведчика Морозова к Наташе. Это только придает больше правдивости картине, но
отнюдь не является главным.
Главное в «Фронтовых
подругах» - образ советской девушки. Прекрасные традиции русской женщины,
воспетой еще Пушкиным, Лермонтовым, Тургеневым, Толстым, как бы продолжаются в
киноповести, углубляя ее лучшие черты – самопожертвованность не во имя любви к
одному человеку, а к родине – светлые, высокие, патриотические чувства.
А. Александров».
("Восточно-Сибирская
правда", 1941, № 139 (15, июнь), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий