"...Моя судьба меня ни
завела,-
Мне всюду слышен
голос твой родимый,
Видны твои великие
дела".
75 лет назад в СССР
на фоне развития стахановского движения в тайге развертывалась история личных
отношений с инженером Галиной Полевой и Нюркой:
«Театр.
«Золото».
- Умел погулять
человек... Знай наших сибирских – восторгается старатель Прохор людьми, которые
в старину искали золотоносные жилы, вкладывали страшный труд, а потом топили в
сивухе беспросветность своего житья. Сам Прохор из разряда подобных
«золотишников».
Но появились среди
старателей и другие люди, такие как Степан Потанин, которые ищут новых путей, и
в конце концов находят размах не в пьяных оргиях, а в коллективном труде у
мощных машин... И где-то между Прохором и и Степаном работает в тайге Федор
Потанин – старый «золотишник», не примкнувший твердо к той или другой стороне.
Идейный конфликт, на
котором построена пьеса – это столкновение трех характеров. Прохор, человек
живущий в старом и чуждом нам мире мыслей и чувств, человек наживы,
противостоит Федору Потанину, таежнику старой закваски, многого еще не
понявшему, но чутьем боевого партизана угадывающего, что путь, избранный сыном,
- правильный путь. Федор Потанин в
изображении арт. Пантюшева сильный человек, до последней капли крови готовый
биться за свою страну, но не находящий в себе сил, чтобы отказаться от
привычного образа мысли и жизни. И обоим старикам противостоит Степан Потанин,
сын Федора, идущий на разрыв с отцом во имя нового, невиданного еще стариками
размаха созидающего труда...
Авторы ставят интересную
и ответственную проблему на близком нам материале, ставят ее, надо сказать,
избегая прямолинейности в развитии центральных образов, пытаясь в
реалистической обстановке показать своего героя.
Но авторам не всегда
это удается. Дистлер и Филимонов стараются показать всестронне личность Степана
Потанина, во всех сферах егодеятельности, но, ограниченные рамками
произведения, вынуждены перегружать событиями пьесу. Выглядит искусственным и
не подготовлен момент рождения «потанинского» движения, момент кульминационный
для развития пьесы. Сцена в забое чрезвычайно слаба: язык героев
сухой, нарочито-плакатный, они бесстрастно переговариваются, а действия,
движения в сцене нет, несмотря на шум и световые эффекты.
«Золото» страдает
недостатками общими для многих наших пьес – обилием действующих лиц, без четко
выраженных характеристик, персонажей вроде стандартного инженера Кольцеватого и
дезорганизатора Щербака. Совершенно непонятный образ активистки Красного
Креста, шаржированный и даже несмешной. Режиссура спектакля не только не
исправила недостатка пьесы, но и усугубила его чрезвычайно развязным
исполнением артистки Голубовской.
Неуместным нам
кажется сохранение в пьесе «актера», надоевшего традиционного комика из «падших
русских интеллигентов».
На фоне конфликта
Потаниных и развития стахановского движения на прииске «Тихий» развертывается
история личных отношений Степана с инженером Галиной Полевой и Нюркой.
Надо сказать, что в
пьесе конфликт идейный и конфликт чувств разорваны, а любовь Степана и Галины,
жизненно оправданная, написана невыразительным языком. Излишняя декламация и
надуманные осложнения как бы созданы авторами для поддержания интереса к жизни
Степана Потанина. Может быть, поэтому таким слабым и бесцветным вышел у
артистки Урухиной образ женщины-инженера. Трудно поверить, чтобы эта суховатая
и преувеличенно строгая женщина могла стать подругой такого человека, как
Степан. Нельзя не согласиться и с трактовкой образа Нюрки. Зачем артистке
Ростовой понадобилось играть любовь умной и простой девушки с ложно-классическим
пафосом? Художественно не оправдан уход Нюрки на учебу. Здесь авторы в плену
банальности.
Слабым и лишним в
пьесе выглядит Барков. Он действует и говорит по навязанному извне плану,
высказывает прописные истины.
По-настоящему радует
зрителя Степан Потанин в исполнении артиста Ситко. Обаятельный и волевой
человек, богато одаренный природой, любящий труд и жизнь, человек больших
чувств – таким рисует Ситко образ своего героя. С большим тактом артист
показывает развитие этих качеств, по мере сближения Степана с новым
социалистическим производством, с людьми из советского рудника. На глазах у
зрителя из молчаливого и неловкого, презирающего «хозяйское золотишко», человека вырастает
рабочий напряженного действия и взволнованного труда.
Искренне проводит
Ситко последние сцены, достигая большого эмоционального воздействия приподнятой
подачей монологов в последних двух картинах. Ситко умело проводит своего героя
через сцены объяснений с Полевой, скрываясь в трудные минуты, когда авторы
подводят его скверным текстом, за ироническую усмешку.
Режиссерская
трактовка «Золота» (режиссер Боганов) не вызывает особых возражений, хотя может
режиссеру и следовало бы отказаться от излишне натуралистических приемов
изображения современных старателей. К чему было выдумывать «велосипедное чудо»,
раздирать платье на кассирше в кино? Или доверчиво и в большинстве некстати
повторять за авторами особенности сибирского говора «однако» и «чо»?
Оформление художника
В. Лебедева искусно передает величественность и простор тайги.
Бор. Маркус».
("Восточно-Сибирская
правда", 1941, № 30 (6, февраль), с. 4).
Неуместным нам кажется сохранение в пьесе «актера», надоевшего традиционного комика из «падших русских интеллигентов».
Комментариев нет:
Отправить комментарий