пятница, 26 февраля 2016 г.

"Здесь ночью темной и беззвездной слова бедны, шаги глухи...

"… Сам царь Иван Васильич Грозный
Пришел замаливать грехи".
  

70 лет назад руководящие товарищи пытались подсадить советских людей на садо-мазо:
 «Театр
«Великий Государь»
В областном драматическом театре идет историческая трагедия В. Соловьева «Великий Государь» - спектакль о последних годах царствования Ивана Грозного.
В своей пьесе Вл. Соловьев полно и ярко раскрывает царя Ивана Грозного, который во имя Родины, во имя воссоединения Руси великой и державной, не щадил своего царского имени, порой шел по жестокому и кровавому пути. Да, он казнил на плахе не одного боярина. В его синодике вписаны имена князя Серебряного, Старицкого, Репнина, Морозова, Пронского, Салтыкова, Ростовских. Но это были враги Руси и другого конца судьба им не могла начертать.
Иван Грозный всю жизнь находился между двумя огнями – внешними вранами и боярами. Последние были, пожалуй, опасней, ибо враг в одежде друга хуже открытого врага, он вхож даже в столовую. Сколько раз Грозный  был обманут своими боярами, сколько раз они предавали его в самые тяжелые минуты жизни! И все-таки он более 30 лет правил Русью, крепко держал царский скипетр.
Роль царя Ивана Васильевича Грозного исполняет артист Е. И. Зарин. Ведет свою роль артист с подкупающей искренностью. Он сумел показать Грозного – Великого Государя, Грозного – мужа, Грозного – отца.
Большое впечатление оставляет пятая картина (вторая сцена).
Престольная палата. По просьбе царя боярин Сицкий вводит чернеца – смутьяна. Грозный пристально смотрит на инока, который гордо стоит не отдавая поклона.
- Ты это что ж? Не хочешь и поклона
Мне, государю твоему, отдать?
Чернец спокойно отвечает:
- В дни твоего правления над нами,
Всея Руси великий государь
Не ты, а – плаха! И перед нею вскоре
Я голову, как надо, преклоню.
Долго говорит чернец.
... Бессмысленность, жестокость и злодейство –
Вот три кита правленья !
... Но будешь проклят ты! Из рода в род потомки
Тебя своим презреньем заклеймят.
Спокойно слушает царь страшное обвинение беглого инока. В эти минуты Грозный – Зарин особенно хорош. В его молчании ощущается величие, чувствуется, что у него зреют мудрые мысли, что он сейчас повергнет и гордого инока, и бояр, которые молча восхищались дерзостью чернеца. И он поверг. Жалкий и ничтожный чернец в короне царя! Он не смог проносить ее и часа.
Смеется зал. И вот в этом смехе – справедливый приговор народа чернецу. Прошло 300 с лишним лет с тех пор, как правил Русью Грозный,  но его дела не померкли, русский народ умеет ценить заслуги своих предков, бережно хранит их дела в арсенале отечественной истории.
Тепло и лирично ведет свою роль артист Зарин в третьей сцене из шестой картины. Здесь зритель видит не Великого Государя, не ритора мудрой словесности, не справедливого и государственного судью, а нежного мужа. Он пришел в покои молодой царицы Марии отдохнуть от «тяжелой шапки Мономаха». Он такой же смертный, как и все. В забаву молодой жены способен поиграть даже в жмурки.
Сильна и незабываема десятая картина.
Действие происходит в часовне. Ночь. Гроб с телом царевича Ивана. Горят свечи. У гроба Иван Грозный. Он мучается страшными муками. Его терзает совесть отца: он убил своего любимого и дорогого сына, и не только сына, но и верного наследника престола.
«... Как жадный муравей,
Все, что ни видит, тащит в муравейник –
И хвою павшую, и хлебное зерно,
Свой собирая дом по-малу до велика,-
Вот так и я за 30 лет
Из малых царств и неприметных княжеств
Державу русскую воздвиг!
А ныне передам кому свою державу?
Иван! Кому? Кто соберет плоды
Моих трудов и помыслов великих?
                в смятении спрашивает Грозный.
Он убил сына ненамеренно, в пылу гнева, в минуту горестного отчаяния, в минуту больших неудач. Он не оправдывает себя. Нет. Он признает свою вину.
«Повинен я перед тобой, Иван.
Перед собой, перед богом, перед каждым
Честным селянином, живущим на Руси».
Похвалы заслуживают все, кто занят в этом спектакле. Как всегда приятное впечатление оставляет артист А. А. Лыткин. ... Он – Борис Годунов, умный, хитрый, смелый, в меру угодлив. Его обхитрить не может даже Василий Шуйский. Поэтому не удивительно, что он правая рука государя.
Хороши бояре. Особенно запоминается пятая сцена из третьей картины. Нельзя забыть чернеца (артист Г. И. Алабин). Обаятельна царица Мария Нагая (артистка А. И. Бабарыкина). В меру смешной по-своему порядочный и «себе на уме» монах Акакий (артист В. С. Степанов).
Большое впечатление у зрителя оставляет художественное оформление главного художника театра А. М. Пуртова.
Спектакль «Великий Государь» - хороший спектакль. Безусловно здесь сказалась опытная рука постановщика, заслуженного деятеля искусств, орденоносца Е. И. Мительмана. Его режиссерский замысел проходит лейт-мотивом во всей постановке. Он ощущается во всем – и в звоне колоколов, и в сложном раскрытии образа Великого Государя. Неменьшая заслуга и постановщика – и всего коллектива театра еще и в том, что пьеса готовилась меньше месяца, это слишком маленький срок и нужно было много работать всем, чтобы создать этот полноценный спектакль.
Е. Иванова».
("Советский Сахалин", 1946, № 41 (26, февраль), с. 2).

Комментариев нет: