
Пройдя путь от пушкинской игры у конногвардейца Нарумова до шаламовской игры у коногона Наумова, окунув по дороге в пучину пагубных страстей Некрасова и Достоевского, настольные игры в России нашего детства разнообразием не отличались. Из всех карточных - приличной считался только преферанс. Домино было для самых неприхотливых, партия в шашки завершалась чересчур быстро, нарды казались удовольствием слишком этнографическим, шахматы были уже вовсе не игрой, а политическим действом: после серий скучных победоносных ничьих Петросяна, недолгого триумфа Спасского и феерического бенефиса Фишера в Исландии - зрителей готовили к многолетней агитпроповской постановке про то, насколько круче похожий на хорька Карпов с его паханами из Политбюро в сравнении с отщепенцем Корчным, похожим на самого себя. Игральная утварь в домах была скудна, лото могло сойти за антиквариат и передавалось чаще всего по наследству. Интеллигентный советский homo ludens, уже во втором поколении ни во что азартное не игравший, словно затих в засаде, готовясь вскоре погрузиться с головой в «Игру в бисер» Гессе, откуда, как оказалось, до «напёрстков» был всего один шаг. Гром раздался в начале 70-х, когда в наши неказистые настольные игры ворвалась «Монополия». Кто уж там изобрёл её - Чарльз Дэррроу в 1933 году или Элизабет Мэги Филлипс тридцатью годами раньше, а меня с ней свёл школьный друг Серёга Б., у которого была замечательная фотокопия поля, всех карточек и игральных денег в британской версии. Кстати, о том, что у кого-то есть фотокопия «Монополии», нельзя было орать на каждом перекрёстке, потому что потому. Во-первых, фотокопия – это уже самиздат. Во-вторых, шахматисты из Политбюро, как и германские нацисты в своё время, игру эту не только шибко не любили, но ещё и отбирали её с помощью таможенной службы Союза ССР у всех пересекавших государственную границу. Законно в Москву первая и последняя "Монополия" попала через железный занавес только в 1959 году, когда она была частью экспозиции на Американской национальной выставке в Сокольниках. Собрать бы вместе все те "Монополии" советских времён, которые были изготовлены игроками собственноручно - хватило бы на ещё одну кунсткамеру. Впрочем, очень скоро у другого нашего приятеля, не скажу как, появилась и оригинальная американская версия игры, так что с тех пор мы вечерами, махнув рукой на приготовление школьных домашних заданий, резались в «Монополию», где за основу был взят Атлантик-Сити. Чему могла научить ребят игра, построенная на приметах совершенно оголтелого, какого и не встретишь, свинского капитализма, когда двое из игроков на глазах у третьего выторговывали тому скорейшее разорение, сопровождая торговлю ещё и разного рода циничными шутками-прибаутками? Не легко ответить на этот вопрос, но если в каждой игре должна быть обязательная прагматическая или воспитательная составляющая, то тогда так: за стуком кубиков, за шелестом цветных чужеземных ненастоящих денег, за короткими обидами на лучшего дружка - она учила отвращению к перемещению в пространстве и времени строем. Слышал я историю о том, как британцы во время Второй мировой войны передавали через Красный Крест в немецкие лагеря военнопленных специальные коробки с "Монополией", где были спрятаны компасы и географические карты из шёлка, чтоб облегчить желающим побег, а среди игрушечных денег лежали и настоящие. Кажется, ничего подобного в тех коробках, которые дошли до нас, не было, но и без лишней начинки настоящая "Монополия" как-то неумолимо настраивала на
индивидуальный эскапизм, чего уже потом никак нельзя было сказать, например, о массовых серых её фальсификациях "перестроечных" времён с жалкими, но значимыми названиями - "Менеджер" и "Кооператив". Интересно, что самым известным официальным «дополнением» к классическому варианту игры, стала «Фондовая биржа», которую Паркер Бразерс включили в «Монополию» образца 1936 года. На биржу игроки попадали с остановки “Free Parking”, которая превращалась в остановку “Stock Exchange”, после чего они могли купить сертификаты акций шести различных компаний, по которым выплачивались затем дивиденды. Однако, сегодня я играл в ту, знакомую по нашим вечерам в начале 70-х годов вот уже прошлого века, "Монополию" без "дополнений", выкрутасов, разных новомодных штучек и вспоминал, как в разгар игры Серёга Б. лез в отцовский бар, чтоб предложить игрокам рюмочку-другую чего-нибудь крепкого. Чем именно он нас угостит, зависело от того, в какой из бутылок жидкости на момент угощения оставалось больше, чтоб хищение было потом не так заметно строгому родительскому глазу. "Свободен, свободен, наконец свободен!"
индивидуальный эскапизм, чего уже потом никак нельзя было сказать, например, о массовых серых её фальсификациях "перестроечных" времён с жалкими, но значимыми названиями - "Менеджер" и "Кооператив". Интересно, что самым известным официальным «дополнением» к классическому варианту игры, стала «Фондовая биржа», которую Паркер Бразерс включили в «Монополию» образца 1936 года. На биржу игроки попадали с остановки “Free Parking”, которая превращалась в остановку “Stock Exchange”, после чего они могли купить сертификаты акций шести различных компаний, по которым выплачивались затем дивиденды. Однако, сегодня я играл в ту, знакомую по нашим вечерам в начале 70-х годов вот уже прошлого века, "Монополию" без "дополнений", выкрутасов, разных новомодных штучек и вспоминал, как в разгар игры Серёга Б. лез в отцовский бар, чтоб предложить игрокам рюмочку-другую чего-нибудь крепкого. Чем именно он нас угостит, зависело от того, в какой из бутылок жидкости на момент угощения оставалось больше, чтоб хищение было потом не так заметно строгому родительскому глазу. "Свободен, свободен, наконец свободен!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий