суббота, 13 июля 2024 г.

"Там под вечер тихо плещет невская волна..."

"... Ленинград мой, милый брат мой,
Родина моя!"
 

75 лет назад в СССР тактично проводил актер А. Ф. Борисов эпизодическую роль М. И. Калинина, не педалируя увлечение своего персонажа балеринами:
"Наш театр
В течение месяца в Москве гастролирует Ленинградский Государственный Академический театр драмы им. А. С. Пушкина. Этот театр заслуженно считается одним из ведущих театров нашей страны. В нем работают такие замечательные, стяжавшие широкую известность артисты, как Е. Корчагина-Александровская, К. Скоробогатов, Н. Черкасов, Е. Тиме, Н. Симонов, Н. Рашевская, Ю. Толубеев и другие.
В Москве театр показал свои лучшие спектакли: "Великий государь" Соловьева, "Полководец Суворов" Бахтерова и Разумовского, "Жизнь в цвету" Довженко, "Заговор обреченных" Вирты. Послезавтра театр покажет премьеру новой пьесы В. Кожевникова "Огненная река".
Спектакли Ленинградского Государственного Академического театра драмы свидетельствуют о глубокой творческой работе всего коллектива, о стремлении всемерно утверждать и подымать реалистическое искусство, о глубокой жизненной правде сценических образов.
Успеху театра на этом пути не в малой степени способствуют постоянная творческая связь работников его с народом, правильное понимание своей роли в почетном деле коммунистического воспитания масс средствам и театрального искусства. Спектакли, показанные театром в Москве, пользовались заслуженным успехом у зрителей столицы.
Мы печатаем сегодня заметки ведущего актера театра депутата Верховного Совета РСФСР И. К. Черкасова, одного из самых популярных артистов Советской страны.
Шестнадцать лет назад я начал работать в бывшем Александрийском, ныне — Ленинградском Государственном Академическом театре драмы имени А. С. Пушкина.
В течение 117 лет этот театр служит своим искусством великому делу русской культуры. Произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, Чехова и Горького являлись основными в репертуаре театра. Здесь повседневно утверждались высокие принципы русского национального театра. Здесь наряду с московским Малым театром обрело свое второе рождение демократическое творчество Островского. Недаром дореволюционная знать игнорировала этот театр, говоря, что в нем "пахнет тулупами". Зато вся прогрессивная молодежь тянулась к нему.
Особенно упрочились связи нашего театра с народом после Великой Октябрьской социалистической революции. С этого времени началась новая история расцвета театра.
За годы советской власти коллектив нашего театра, осуществив постановки классических произведений драматургии, а также лучших произведений советских драматургов, создал ряд великолепных сценических образов, которыми по праву гордится театральная общественность нашей страны.
Народному артисту РСФСР К. Скоробогатову выпала высокая честь воплотить на сцене бессмертный образ гениального вождя Великой Октябрьской революции Владимира Ильича Ленина.
Скоробогатов стремился показать в Ленине его высокую человечность, его сердечность и отзывчивость, его гуманизм в подлинно социалистическом смысле этого слова, его бесстрашие. Все это рисовалось с такой любовью и так жизнерадостно, что перед нами, ка к живой, вставал незабвенный Ильич.
Не только зрители, но и мы, актеры, участники спектакля, были взволнованы и увлечены игрой Скоробогатова.
Сын рабочей окраины Петрограда, сын народа, Скоробогатов не порывает связи с той средой, из которой он вышел, и это  вдохнуло живительную силу в его творчество.
Второе замечательное создание этого выдающегося актера— образ Суворова. В этом образе соединены многие лучшие черты, свойственные русскому национальному характеру. Скоробогатов вдохновенно раскрывает природу героизма и подлинную народность Суворова.
Великолепно, владея искусством речи, артист использует все ее оттенки. Речь его играет бесконечным количеством красок. Молодежь должна учиться у Скоробогатова умению владеть речевым искусством.
Лауреатом Сталинской премии народным артистом РСФСР Н. Симоновым, заслуженными артистами Ю. Толубеевым, А. Борисовым и другими создано немало ярких, живых образов. Московский зритель видел Симонова в роли Бориса Годунова, Толубеева — в ролй дяди Вани и Несчастливцева, Борисова — в роли Самозванца и Счастливцева. Но выросли и окрепли эти актеры на образах положительных героев современности. Мастерство и сценические краски они искали и обрели в советском репертуаре. В спектакле "Победители", поставленном лауреатом Сталинской премии заслуженным артистом В. Кожичем, все три актера встретились, и творческое их содружество немало способствовало той высокой оценке, которую получил спектакль.
Центральную роль спектакля — генерала Муравьева играл Симонов. С большим мастерством раскрывал артист творческую натуру талантливого советского полководца, героя Сталинграда, большевика н организатора, достойного воплотителя сталинских предначертаний.
Рядом с генералом Муравьевым в спектакле показан другой генерал— мудрый старик Пантелеев. Его превосходно играл Ю. Толубеев. Артист нашел в Пантелееве что-то от спокойной кутузовской мудрости. Этот образ человека необычайной душевной красоты, бесконечно преданного родине, прямого и чистого был одной из самых ярких удач спектакля.
С большой теплотой и юмором сыграл А. Борисов роль солдата Степана. Эпизодическая роль солдата выросла в спектакле до больших размеров благодаря мастерству и таланту артиста.
Более двадцати лет назад артистка Рашевская сыграла на сцене нашего театра роль комсомолки Розы в пьесе Ромашова "Конец Криворыльска". С тех пор она показала нам многих советских женщин, среди которых особенно хочется отметить образ матери Таланова в пьесе Леонова "Нашествие". Сейчас Рашевская отлично исполнила роль несгибаемого борца за демократию, за коммунизм — Ганны Лихта в пьесе Вирты "Заговор обреченных".
Большую воспитательную работу с актерами ведут художественный руководитель нашего театра и режиссеры-постановщики. Художественный руководитель народный артист республики Л. Вивьен создал ряд интереснейших спектаклей — "Великий государь", "Борис Годунов", "Жизнь в цвету". Спектакли заслуженного артиста РСФСР В. Кожича всегда отмечены большой внутренней страстью, эмоциональной напряженностью, богатством красок. Он — постановщик спектаклей "Победители", "Заговор обреченных" и других. К более молодому поколению принадлежит режиссер А. Музиль. Он упорно и плодотворно работает над советскими спектаклями. Последняя его работа — постановка пьесы Вадима Кожевникова "Огненная река".
Сам я за годы работы в театре сыграл очень много ролей, но две из них считаю этапными в моей биографии актера.
В 1945 году я впервые исполнил роль Ивана Грозного в пьесе Вл. Соловьева "Великий государь". Образ Грозного сложен и противоречив. Таким он казался современникам, таким он был и на самом деле. Тем интереснее была для меня работа над психологическим углублением образа.
Мне самому трудно говорить о том, как создал я образ Грозного. Но, сыграв почти 200 спектаклей, я каждый раз испытываю волнение и творческую приподнятость, когда выхожу на сцену в роли Великого государя.
В работе над этим спектаклем участвовал весь коллектив театра. "Лукавого царедворца", расчетливого мастера интриг — Шуйского превосходно играет заслуженный артист В. Янцат. Совсем по-новому, выразительно и неожиданно решен образ царевича Федора лауреатом Сталинской премии заслуженным артистом А. Борисовым. Любящую, чистую жену царя Ивана—Марию Нагую играет молодая актриса театра Г. Инютина.
К 30-й годовщине Великого Октября наш театр поставил пьесу Александра Довженко "Жизнь в цвету". Это пьеса о гениальном преобразователе природы Иване Владимировиче Мичурине.
Я играю Мичурина. Сорок лет большой жизни, полной тревог и творческих  радостей, неудач и больших научных достижений, охватывает пьеса. Годы накладывают свой отпечаток на внешний облик человека,  но неизменным остается неукротимый дух великого ученого, его ненависть к косности и рутине, его неустанное стремление вперед.
В старой России Мичурин был одинок, после Октября он стал вдохновителем  массового движения. Автор пьесы стремился показать всю жизнь Мичурина. Мне пришлось показать, как менялся его характер. Великий ученый седеет и сгибается физически, но вера в свою идею придает ему нравственные силы, поддерживает в нем воинственный дух всеутверждающей воли к жизни.
Очень помогали мне в создании образа Мичурина постановщик спектакля Вивьен и мои товарищи по работе.
Рядом с ними мне легко было работать и находить нужные актерские краски. С чудесной простотой и силой органического перевоплощения играет Юрий Толубеев верного помощника Мичурина — Терентия. "Неосуществленный русский ученый",—рекомендует его Мичурин. Толубеев создал высокопоэтический образ, работая над совершенно прозаическим материалом.
Очень убедительпо, тактично и точно по внешнему рисунку проводит Борисов эпизодическую роль М. И. Калинина.
Много раз уже показывали мы этот спектакль, но всегда до глубины души меня волнует заключительная сцена. Русский ученый получает теплые слова привета от великого вождя советского народа товарища Сталина. Произнося финальные слова спектакля, хочется вместе с героем пьесы выразить благодарность от лица советского актера, имеющего счастье жить и творить в годы социалистического строительства.
"Благословенны имена, приведшие меня на великий праздник. Ленин и Сталин.
Спасибо, великие люди. Спасибо, русская земля. Через труд, ибо нет ничего вне труда, вижу будущее Родины, Советской отчизны моей в цвету, и говорю—я счастлив. Пока я живу, я иду вперед. Помните, кто не идет вперед, тот неизбежно остается позади. С глубокой радостью и впредь понесу свои знания коммунистическим детям, пока бьется в груди моей человеческое сердце".
Пусть слова эти станут девизом каждого работника советской культуры и искусства.
Николай Черкасов,
народный артист СССР".
("Известия", 1949, № 164 (14 июля), с. 3).

Комментариев нет: