воскресенье, 22 января 2023 г.

"Да будет мир, друзья! Уверен в счастливом будущем народ..."

"... Путем, который начал Ленин,
Великий Сталин нас ведет".


70 лет назад напоминали о бдительности советские спектакли:
"Театр
"Три года спустя"
Несколько лет назад в репертуаре наших театров появилась пьеса Н. Вирты "Заговор обреченных". В этом произведении драматург отобразил волнующие события, происходившие в одной из стран народной демократии. Народ, руководимый коммунистической партией, разгромил заговор реакции, взял власть в свои руки.
Ныне, драматург создал пьесу "Три года спустя", которая является как бы продолжением "Заговора обреченных".
Пьесу "Три года спустя" первым в Москве поставил Центральный театр транспорта. Спектакль, рассказывающий о том, что происходило вчера и происходит сегодня в странах народной демократии, напоминает о бдительности, он показывает, как народ, сплоченный вокруг коммунистической партии, разоблачает врагов...
На юге страны идет строительство гидростанции и канала. Ни враги, агенты англо-американских разведок, шпионы фашистской клики Тито пытаются помешать строительству социализма. Они действуют шантажом, подкупом, убивают честных людей, проникают в ряды коммунистической партии, вербуют шпионов и предателей.
Высоко над стройкой, на холме, стоит небольшая таверна. Теперь здесь народный клуб. К вечеру сюда заходят рабочие со строительства, крестьяне ближнего кооператива и просто завсегдатаи клуба. Среди них — уже знакомые нам по "Заговору обреченных" Мина Варра, кум Стебан. Из сочувствующей коммунистам, но наивной и суеверной хозяйки-фермерши Мина Варра выросла до руководителя сельскохозяйственного кооператива. Активным общественником стал и кум Стебан. Большой сдвиг произошел в жизни этих людей.
Приветливо встречают они приехавших на канал членов правительства —Ганну Лихту и Коста Варра. Три года назад Ганна Лихта возглавляла борьбу против заговора реакции, теперь она —одна из руководителей строительства социализма.
Создание этого благородного и мужественного образа государственного деятеля, простого и мудрого, несгибаемого в борьбе, уверенно проводящего политику партии, является большим достижением талантливой артистки Л. Скопиной.
Рядом с Ганной Лихтой, как и три года назад,—Коста Варра, прошедший путь от фермера до министра земледелия, государственного деятеля народной  республики. Артист В. Хохряков подчеркивает в этом образе черты характера, свидетельствующие о тесной связи Варры с народом.
Пьеса Н. Вирты посвящена теме борьбы народа с врагами, с диверсантами и вредителями —наемной агентурой американских империалистов. Острая, непримиримая классовая борьба, о которой рассказывалось в "Заговоре обреченных", не прекратилась, а еще более обострилась. Враг ушел в подполье, борьба с ним стала сложнее. В сельском клубе бывший кулак Миловар обвиняет работника МТС Шандора Варру, воспользовавшись его промахом, в порче машины. Диверсанты убивают патриота Янека Свидло. И сюда же прибывает титовский агент Мичо Кристич, выдающий себя за югославского эмигранта. Враг ищет любую лазейку, он хватается за малейшие ошибки в промахи людей.
Показателем того, как тонко и коварно действует вражеская агентура, является судьба генерала Марка Пино. Он хорошо проявил себя в вооруженной борьбе с врагами три года назад. Но затем Марк Пино зазнался, оторвался от народа, потерял чувство бдительности, поддался буржуазным влияниям. К сожалению, в пьесе и в исполнении А. Толбузина не найдено убедительной внутренней логики поведения Пино. Зритель не верит ни падению, ни раскаянию Пино.
Путь предательства и измены народу раскрывается через судьбу Зиты Швердовой. Последовательно, тонко создает К. Ковальская образ женщины, изменившей народу, партии. Швердова скрывает от партии свою связь с Отто Штрингисом— американским шпионом, также пробравшимся в партию.
С каждым актом все острее спектакль раскрывает тайную войну, которую ведут враги против народи, строящего социализм. На окраине города в подвале заброшенного замка устроил подпольную явочную квартиру атташе американского посольства Артур Лейн. Это своеобразный штаб диверсионной работы. Сюда приходит титовский шпион Кристич, здесь находят приют Симона Глуррда, авантюристка и убийца. В остром сценическом рисунке ведет ее роль Э. Мильтон.
В этом подвале отводит душу Отто Штрингис, с циничной откровенностью припоминающий историю своего предательства. Выразительно и сильно А. Краснопольский раскрывает характер предателя, обозленного и наглого, которому "лавры" Тито не дают покоя. Артист А. Полевой в роли Лейна создаст заостренный сатирический образ опытного шпиона, злобного врага нового строя.
Необходимо отметить, что по мастерству, по художественной выразительности новая пьеса Н. Вирты слабее "Заговора обреченных". Не все образы в ней выписаны художественно убедительно; нет в ней постепенного нарастания драматических событии, иногда автор увлекается боковыми темами, и тогда на задний план отходят главные линии в развитии сюжета и конфликта. Финал спектакля несколько статичен.
Поставив новую пьесу Н. Вирты, Центральный театр транспорта взял на себя решение трудной задачи. Режиссер В. Гольдфельд последовательно, убедительно развертывает действие. И все же следует упрекнуть автора и театр за то, что они не избежали беглой хроникальности в обрисовке событий и ряда образов,  иллюстративности, которая чувствуется в пьесе.
Коллективу театра и драматургу надо пожелать не прекращать работу над нужным спектаклем.
Н. Крымова, В. Малярова".
("Правда", 1953, № 23 (23 января), с. 2). 

Комментариев нет: