"... Мы проносим, словно знамя,
Песню звонкую свою".
Песню звонкую свою".
"Самое заветное"
(Спектакль Московского театра оперетты )
Недавно Московский театр оперетты показал новую свою работу — музыкальную комедию В. Соловьева-Седого по пьесе В. Масса и М. Червинского "Самое заветное". Тема ее — счастье в труде, счастье в активном участии в строительстве новой жизни.
Знатный комбайнер Павел Куликов считает, что если он два года держит переходящее знамя, если у него шесть премий, если он " зарабатывает не меньше любого инженера" и уважение к нему не меньше, то он сам прекрасно проживет без дальнейшей учебы и уговаривает свою невесту, студентку Настю, не возвращаться в институт для окончания образования. "Три года ждал, живу, как бобыль",— жалуется он. Настя вначале склоняется на уговоры Павла, но друзья и родные помогают девушке осознать свою ошибку и не бросать учебу.
На этой бесхитростной сюжетной канве показывается становление и развитие характеров Павла и Насти. И не только их. Основное достоинство пьесы заключается в том, что действующие в ней лица показаны не однобоко, не в отрыве от жизни, а в самой ее гуще, в сочетании личного и общественного.
В этом веселом спектакле раскрывается богатство духовного мира наших людей, показана их внутренняя красота, их беспредельная преданность матери-Родине, их самоотверженный труд на благо Отчизны.
Весело, остроумно проходит в пьесе перекличка между колхозниками, их детьми, студентами, приехавшими домой на каникулы: "Ну-ка, ребята, дайте отчет, как вы учились весь этот год? Так же ль, как прежде, славен колхоз? " —спрашивают студенты. Хороши сцены объяснения двух пар робких влюбленных—Васи с Зиной и Тютюкина с Евдокией. Убедителен финал.
Основа пьесы —жизнь колхоза. Эта народная тема должна была найти соответствующую ей народную русскую национальную форму. Эту форму нашел В. Соловьев-Седой и своей музыкой показал, чего можно достичь, если итти по правильному пути глубокого проникновения в народно-песенный лад.
Удача В. Соловьева-Седого говорит также о том, что пути развития советской оперетты должны быть окончательно очищены от мусора так называемой "ново-венской" оперетты и что без такого предварительного условия нельзя говорить о движении оперетты вперед. Для многих талантливых композиторов "венщина" явилась подлинным камнем преткновения, о который разбивались и авторские мечты, и чаяния советских зрителей.
В "Самом заветном" В. Соловьева-Седого есть что спеть и что послушать. Простота и ясность музыкального языка вместе с его задушевностью легко создают контакт между сценой и зрительным залом, вызывают волнение.
Солнечной радостью, неиссякаемым оптимизмом и влюбленностью в жизнь звучат такие песни и дуэты, как "Споемте, девушки" и "Раскрасавица моя Москва".
Запоминается тема Павла "Беспокойная моя любовь" и дуэт Павла и Насти "Эх, благодать". Очень хороши песня Насти и Зины "В небе звездочки не видно" и песня Васи "Закурю-ка, что ли, папиросу я".
С подлинным блеском сделаны частушки трех парней и трех девушек. В них искрится и переливается веселье. Удачны хоры "Наша слава" —своеобразный гимн труду и "Ой, шумит вокруг, как море, пшеница шумит".
Среди довольно слаженного ансамбля исполнителен особо хочется отметить некоторых и в первую очередь молодежь. Молодая артистка А. Котова в роли Зины счастливо соединяет хорошие голосовые данные с умной игрой. Поет она легко и просто, будто разговаривает. Создавая обаятельный образ молодой колхозницы, любя ее, артистка проникается всеми ее радостями и огорчениями. Ее игра и подступы к пению так внутренне заполнены, что кажется: она не может не петь, и только в песне она может излить обуревающие ее чувства.
То же, но в значительно меньшей степени, относится к исполнению ради студента Васи молодым артистом А. Ниневичем. Простота и искренность исполнения выгодно выделяют названных актеров среди других.
У молодой артистки И. Кудрявцевой также хорошие голосовые данные, но в ее исполнении роли Насти чувствуется некоторая принужденность, скованность.
С веселой, подлинно опереточной легкостью и в то же время драматической серьезностью играет А. Степанова роль шофера-механика Евдокии Петровны, придавая ей черты трогательной мягкости и как-то целомудренно неся в собе, а позже раскрывая Тютюкину свою любовь.
В паре с ней —ее любимый, заведующий отделением связи Тютюкин. В этой роли В. Володин создает образ немолодого, но впервые и всем своим существом полюбившего человека. Не нарушая границ опереточного жанра, иртист лепит характер глубокий и психологически верный. Внешние средства выразительности артиста скупы. Играет он легко и тем вернее достигает успеха.
В. Зарубоев в роли комбайнера Павла Куликова и по внешнему, и по внутреннему рисунку убедителен и правдив. Он горячо и искренне работает, горячо и искренне любит и искренне заблуждается и так же искренне осознает свою ошибку, оттого и веришь его перерождению и финале. Но поет артист недостаточно легко. Он подчас напрягает голос и форсирует звук.
Хорошо играет В. Алчевский роль приспособленца, человека, ищущего легкой жизни, —Клякушева. Комедийный талант актера помогает ему создать запоминающийся образ, но образ этот местами теряет свою силу, потому что исполнитель, точно не доверяя силе слова и способности восприятия зрителей, излишне нажимает, "подает" отдельные куски и слова как самостоятельные репризы. Получается некоторая назойливость, стилистический разнобой в игре ансамбля. Здесь, конечно, нет зубоскальства, нет пошлой отсебятины, но готовые штампы и "родимые пятна" старой оперетты иногда дают еще знать о себе и несколько принижают образ, уменьшают его сатирическую заостренность.
Значительное место в пьесе занимает роль старого колхозника Игнатия Григорьевича. Артист С. Путевой нашел и оттенил чудаковатость и молодой задор старика.
Артистки Е. Лебедева и В. Юнаковская хорошо, но несколько по-разному толкуют роль председательницы колхоза Елизаветы Александровны. Е. Лебедева дает образ властного, упорного руководителя и такой же матери, а В. Юнаковская—более сдержанной женщины, страдающей вместе с дочкой.
Успеху спектакля способствуют декорации художника Г. Кигеля. Особенно удачно в первых трех картинах переданы широта и раздолье колхозных полей.
Постановщик спектакля И. Туманов многое сделал для того, чтобы раскрыть идейное содержание оперетты. Но есть в спектакле и слабые звенья: не всегда чистое и четкое звучание оркестра и хора; плохая дикция хористов; расхождение в темпах и ритмах между оркестром и исполнителями; почти полное отсутствие индивидуализации характеров в хоре.
"Самое заветное"—новый этап в многолетней борьбе коллектива театра за становление жанра советской оперетты, за героя нашего времени. Этот спектакль показывает, что Московский театр оперетты становится на верный путь.
Сурен Кочарян".
("Известия",
1952, № 294 (14 декабря), с. 3).
(Спектакль Московского театра оперетты )
Недавно Московский театр оперетты показал новую свою работу — музыкальную комедию В. Соловьева-Седого по пьесе В. Масса и М. Червинского "Самое заветное". Тема ее — счастье в труде, счастье в активном участии в строительстве новой жизни.
Знатный комбайнер Павел Куликов считает, что если он два года держит переходящее знамя, если у него шесть премий, если он " зарабатывает не меньше любого инженера" и уважение к нему не меньше, то он сам прекрасно проживет без дальнейшей учебы и уговаривает свою невесту, студентку Настю, не возвращаться в институт для окончания образования. "Три года ждал, живу, как бобыль",— жалуется он. Настя вначале склоняется на уговоры Павла, но друзья и родные помогают девушке осознать свою ошибку и не бросать учебу.
На этой бесхитростной сюжетной канве показывается становление и развитие характеров Павла и Насти. И не только их. Основное достоинство пьесы заключается в том, что действующие в ней лица показаны не однобоко, не в отрыве от жизни, а в самой ее гуще, в сочетании личного и общественного.
В этом веселом спектакле раскрывается богатство духовного мира наших людей, показана их внутренняя красота, их беспредельная преданность матери-Родине, их самоотверженный труд на благо Отчизны.
Весело, остроумно проходит в пьесе перекличка между колхозниками, их детьми, студентами, приехавшими домой на каникулы: "Ну-ка, ребята, дайте отчет, как вы учились весь этот год? Так же ль, как прежде, славен колхоз? " —спрашивают студенты. Хороши сцены объяснения двух пар робких влюбленных—Васи с Зиной и Тютюкина с Евдокией. Убедителен финал.
Основа пьесы —жизнь колхоза. Эта народная тема должна была найти соответствующую ей народную русскую национальную форму. Эту форму нашел В. Соловьев-Седой и своей музыкой показал, чего можно достичь, если итти по правильному пути глубокого проникновения в народно-песенный лад.
Удача В. Соловьева-Седого говорит также о том, что пути развития советской оперетты должны быть окончательно очищены от мусора так называемой "ново-венской" оперетты и что без такого предварительного условия нельзя говорить о движении оперетты вперед. Для многих талантливых композиторов "венщина" явилась подлинным камнем преткновения, о который разбивались и авторские мечты, и чаяния советских зрителей.
В "Самом заветном" В. Соловьева-Седого есть что спеть и что послушать. Простота и ясность музыкального языка вместе с его задушевностью легко создают контакт между сценой и зрительным залом, вызывают волнение.
Солнечной радостью, неиссякаемым оптимизмом и влюбленностью в жизнь звучат такие песни и дуэты, как "Споемте, девушки" и "Раскрасавица моя Москва".
Запоминается тема Павла "Беспокойная моя любовь" и дуэт Павла и Насти "Эх, благодать". Очень хороши песня Насти и Зины "В небе звездочки не видно" и песня Васи "Закурю-ка, что ли, папиросу я".
С подлинным блеском сделаны частушки трех парней и трех девушек. В них искрится и переливается веселье. Удачны хоры "Наша слава" —своеобразный гимн труду и "Ой, шумит вокруг, как море, пшеница шумит".
Среди довольно слаженного ансамбля исполнителен особо хочется отметить некоторых и в первую очередь молодежь. Молодая артистка А. Котова в роли Зины счастливо соединяет хорошие голосовые данные с умной игрой. Поет она легко и просто, будто разговаривает. Создавая обаятельный образ молодой колхозницы, любя ее, артистка проникается всеми ее радостями и огорчениями. Ее игра и подступы к пению так внутренне заполнены, что кажется: она не может не петь, и только в песне она может излить обуревающие ее чувства.
То же, но в значительно меньшей степени, относится к исполнению ради студента Васи молодым артистом А. Ниневичем. Простота и искренность исполнения выгодно выделяют названных актеров среди других.
У молодой артистки И. Кудрявцевой также хорошие голосовые данные, но в ее исполнении роли Насти чувствуется некоторая принужденность, скованность.
С веселой, подлинно опереточной легкостью и в то же время драматической серьезностью играет А. Степанова роль шофера-механика Евдокии Петровны, придавая ей черты трогательной мягкости и как-то целомудренно неся в собе, а позже раскрывая Тютюкину свою любовь.
В паре с ней —ее любимый, заведующий отделением связи Тютюкин. В этой роли В. Володин создает образ немолодого, но впервые и всем своим существом полюбившего человека. Не нарушая границ опереточного жанра, иртист лепит характер глубокий и психологически верный. Внешние средства выразительности артиста скупы. Играет он легко и тем вернее достигает успеха.
В. Зарубоев в роли комбайнера Павла Куликова и по внешнему, и по внутреннему рисунку убедителен и правдив. Он горячо и искренне работает, горячо и искренне любит и искренне заблуждается и так же искренне осознает свою ошибку, оттого и веришь его перерождению и финале. Но поет артист недостаточно легко. Он подчас напрягает голос и форсирует звук.
Хорошо играет В. Алчевский роль приспособленца, человека, ищущего легкой жизни, —Клякушева. Комедийный талант актера помогает ему создать запоминающийся образ, но образ этот местами теряет свою силу, потому что исполнитель, точно не доверяя силе слова и способности восприятия зрителей, излишне нажимает, "подает" отдельные куски и слова как самостоятельные репризы. Получается некоторая назойливость, стилистический разнобой в игре ансамбля. Здесь, конечно, нет зубоскальства, нет пошлой отсебятины, но готовые штампы и "родимые пятна" старой оперетты иногда дают еще знать о себе и несколько принижают образ, уменьшают его сатирическую заостренность.
Значительное место в пьесе занимает роль старого колхозника Игнатия Григорьевича. Артист С. Путевой нашел и оттенил чудаковатость и молодой задор старика.
Артистки Е. Лебедева и В. Юнаковская хорошо, но несколько по-разному толкуют роль председательницы колхоза Елизаветы Александровны. Е. Лебедева дает образ властного, упорного руководителя и такой же матери, а В. Юнаковская—более сдержанной женщины, страдающей вместе с дочкой.
Успеху спектакля способствуют декорации художника Г. Кигеля. Особенно удачно в первых трех картинах переданы широта и раздолье колхозных полей.
Постановщик спектакля И. Туманов многое сделал для того, чтобы раскрыть идейное содержание оперетты. Но есть в спектакле и слабые звенья: не всегда чистое и четкое звучание оркестра и хора; плохая дикция хористов; расхождение в темпах и ритмах между оркестром и исполнителями; почти полное отсутствие индивидуализации характеров в хоре.
"Самое заветное"—новый этап в многолетней борьбе коллектива театра за становление жанра советской оперетты, за героя нашего времени. Этот спектакль показывает, что Московский театр оперетты становится на верный путь.
Сурен Кочарян".
Комментариев нет:
Отправить комментарий