вторник, 9 апреля 2019 г.

"Мы в бригаде. Бригада — одно..."


"…В блеск зубила заточены славно,
И поют молотки давно
Об ударном и самом главном".


70 лет назад советские люди испытывали огромное удовлетворение от развернувшейся очистительной работы на фронте искусства:
"Во Всесоюзном обществе по распространению политических и научных знаний
Советская драматургия на новом этапе
Лекция секретаря Союза советских писателей А. В. Софронова
Исторические решения ЦК ВКП(б) по идеологическим вопросам привели к огромным сдвигам в области советской литературы и драматургии. Достаточно назвать такие произведения, как "Белая береза" Бубенова, "Счастье" П. Павленко, "Кружилиха" Веры Пановой, "Алитет уходит в горы" Тихона Семушкина, "Кавалер
золотой звезды" Бабаевского, "Далеко от Москвы" Ажаева, "Весна в Сакене" Г. Гумия, поэму Недогонова "Флаг над сельсоветом", пьесы К. Симонова, Чирскова, Николая Вирты, Анатолия Сурова, Александра Штейна и других советских драматургов.
И в поэзии, и в прозе, и в драматургии художники стремятся раскрыть образ и духовный мир человека новой формации: людей, сражавшихся на войне за советскую Родину и сражающихся теперь за новую жизнь. Это герои современности, потому они становятся героями современной советской литературы. Писатели наши вдохновляются подвигами советского народа, видят эти подвиги, сами участвуют в строительстве нового общества.
"Мы, писатели, — сказал АнатолийСофронов, — рассматриваем нашу обязанность, наш долг писателя как обязанность государственную, как долг государственный".
На конкретном анализе пьес А. Сурова "Далеко от Сталинграда", "Большая судьба" и "Зеленая улица" лектор показал, как советские драматурги раскрывают  новаторский дух современников, как они отражают в своих произведениях явления большой общественной значимости, столкновения нового и старого в нашей жизни, победу этого нового над старым. Этим и объясняется успех новых произведений советской драматургии, пьес, которые вопреки стараниям эстетствующих критиков прошли на сцене сотен советских театров. Пьесы эти внесли очень много нового, положительного в нашу драматургию, в наш театр и наше искусство.
Простые слова пьесы Бориса Ромашева "Великая сила", слова несколько даже публицистического склада, нашли самый горячий, самый живой отклик у зрителя.
Это объясняется тем, что в пьесе есть жизненный, глубокий конфликт — борьба за приоритет нашей отечественной науки, столкновение советских ученых-патриотов с теми космополитами от науки, которые низкопоклонствуют перед западом, а по сути дела предают Родину.
Лектор останавливается на пьесе Николая Вирты "Хлеб наш насущный", раскрывающей не менее жизненный и современный конфликт. В пьесе показан человек, оторвавшийся от коллектива, зазнавшийся, забывший, что в наше время уже недостаточно самому хорошо работать, но необходимо развивать в себе чувство ответственности за товарища, за человека, стоящего с тобой рядом. Наше социалистическое сознание уже настолько развито, что, если герой отвечает только за свой участок, мы считаем это недостаточным.
Вот этим новым дыханием, отражающим живые явления нашей современности, и объясняется успех произведений современного советского искусства, Большую радость доставляет советским писателям, драматургам, что их книги, их поэмы, их пьесы помогают строительству нашего нового общества.
Новые пьесы, увидевшие свет после постановления ЦК ВКП(б), показали на сцене партийных работников нового типа, колхозников, рабочих, руководителей промышленности и сельского хозяйства, советских работников — наших современников. Эти новые герои, в свою очередь, привели за собой на сцену и новые мысли, новые взаимоотношения людей с нашим обществом, которое стремительно идет от социализма к коммунизму.
Однако было бы неоправданной самоуверенностью, говорит лектор, заявить сегодня о том, что наши театры имеют вполне достаточное количество пьес высокого идейно-художественного уровня. Он отмечает, что еще зачастую некритически использовались драматургами каноны западноевропейской драматургии, которые не могут удовлетворять нашего, советского зрителя. Сказывается вредоносная, диверсионная работа группы антипатриотов и космополитов, орудовавших в нашей критике. Лектор рассказывает, как борщаговские, гурвичи, юзовские, альтманы и другие безродные космополиты сопротивлялись появлению на сцене пьесы Ромашева "Великая сила", в которой они увидели свое отражение —космополита Милягина, ползающего на брюхе перед западной наукой. Так они встречали все передовые пьесы, которые по-партийному, по-боевому воспроизводят нашу действительность, встречали злопыхательством, обливанием грязью и эстетскими разглагольствованиями
о "слабости".
Методы шантажа и идеологической диверсии критиков-космополитов разоблачены. Это чрезвычайно важное событие для всей нашей драматургии, для всей нашей советской культуры и литературы, в которой уже созданы новые советские традиции. Традиции эти —в партийности искусства. Быть драматургом, создавать новую, партийную драматургию —значит быть государственным деятелем, сурово разоблачать все мешающее нашему победоносному движению к коммунизму. Это искусство поддерживает весь советский народ. Советские люди вместе с нашими писателями, драматургами испытывают огромное удовлетворение от развернувшейся теперь очистительной работы на фронте нашего искусства.
Анатолий Софронов так заканчивает свою лекцию: "Мы до конца разгромим носителей антипатриотических идей и создадим прекрасную советскую литературу, замечательную советскую драматургию, достойную эпохи построения коммунистического общества, достойную эпохи великого "Сталина".
("Наука и жизнь", 1949, № 4 (апрель), с. 38).

Комментариев нет: