пятница, 7 июля 2023 г.

"Пусть не со всех еще темниц сегодня сбит запор…"

"… Пусть в многих странах произвол еще свиреп и груб,—
К Москве далекой обращен его отважный взор,
И песня смелая летит с его горячих губ".


70 лет назад в СССР много взволнованных и страстных раздумий о прошлых и будущих путях интеллигенции, естественно, Запада не постеснялся вложить драматург Арбузов в свою пьесу:
"Путь к правде
"Европейская хроника" на сценах московских театров
На сценах театров столицы в минувшем сезоне было показано много разнообразных спектаклей — от веселых сатирических представлений до произведений эпического плана. Заметно увеличилось число постановок, посвященных современности. Среди них большой интерес представила новая пьеса А. Арбузова "Европейская хроника", почти одновременно поставленная в театре имени Вахтангова и в театре имени Ермоловой.
"Европейская хроника" охватывает значительный период жизни Европы — от героической борьбы испанского народа против фашизма в 1936 году до борьбы за мир передовых людей Запада в наши дни. Действие пьесы переносится из Дании в Париж, а затем снова на тихую окраину Копенгагена. Драматург стремится показать великие и грозные события современности через судьбу небольшой группы людей, показать всего лишь пять, на первый взгляд, обыкновенных будничных дней их жизни в разные годы.
Но какими значительными событиями наполнен каждый из этих дней! Много взволнованных, страстных раздумий о прошлых и будущих путях интеллигенции Запада вложил Арбузов в свою, пьесу. Его герои — разные люди: молодой датский писатель Эдвард Люне, журналисты Мария Йенсен и Яльмар Бергстед, простой рабочий Оге Лунд, молодая певица Дагни. Одни из них через борьбу, испытания, жертвы идут к признанию правды нового мира, другие — изменяют идеалам юности, становятся ренегатами, предателями своего народа.
Мы впервые знакомимся с Эдвардом Люне и его друзьями летним вечером августа 1936 года в открытом холле окраинной гостиницы в Копенгагене. Молодой писатель — накануне отъезда в Испанию, где уже сгущаются тучи войны.
Люне давно привык бродить по свету. Но сейчас ему тяжело расставаться с юной, скромной девушкой Дагни, которая как раз в этот вечер с такой очаровательной
наивностью и искренностью призналась в своей любви. В Испанию едут также Яльмар Бергстед, Оге Лунд и Мария Иенсен. Их влечет туда борьба простых людей за свою свободу. С ними вместе решает поехать француз-художник Шарлюс. Он стремится в "страну матадоров и кастаньет", Шарлюсу нужны зарисовки испанского неба. Общую атмосферу возбуждения, вызванного отъездом, ожиданием нового, усиливает легкомысленный поэт и праздный повеса Гаральд Хог, неожиданно получивший большое наследство.
— Что-то нас ждет всех завтра? — этим вопросом Марии Йенсен завершается первая встреча зрителей с персонажами произведений...
Прошло два года. Снова вечер. На этот раз в парижском кафе — вечер знаменательного дня 29 сентября 1938 года, когда в Мюнхене завершился позорный акт предательства Чехословакии, открывший фашизму путь к войне. Из Испании возвращаются бойцы интернациональной бригады. Пережитые события наложили на каждого из них неизгладимый отпечаток.
Вместо экзотических плащей торреадоров Шарлюс увидел, как в предместье Ибарры шла женщина, баюкая мертвого ребенка. Тогда, сменив кисть художника на винтовку, он примкнул к бойцам народной армии. Суровые дни пришлось пережить и Люне. В отблесках пожарищ для него открылось подлинное лицо фашизма. Мысли Люне обратились к Советской стране— оплоту и надежде человечества.
В Париже Люне встречает Дагни, которая уже стала известной певицей. Но теперь ее манит слава Голливуда, выступления с джазом. Пути Люне и Дагни расходятся.
Разошлись также пути Марии и Яльмара Бергстеда. Яльмар не выдержал трудностей, продал свое перо тем, кто оправдывал фашизм.
Преуспевающем дельцом выглядит теперь Гаральд Хог— владелец военных заводов, поставляющих оружие Франко.
Так, уже во втором акте ясными становятся противоречия между действующими лицами. В этом — существенный драматургический просчет автора. И хотя в дальнейших картинах происходит много значительных событий — война, гибель мужественного коммуниста Оге Лунда, очередное предательство Хога,— они менее увлекают и волнуют, так как по существу не прибавляют ничего нового в характеристике героев произведения.
К сценическому воплощению пьесы оба театра подошли по-разному.
В спектакле "Европейская хроника" на сцене вахтанговского театра режиссеры Р. Симонов и А. Ремизова увидели не столько сложные взаимоотношения между людьми, сколько возможность создания ярких зрелищных эпизодов из жизни Эдварда Люне, его друзей я врагов. Творческие усилия режиссуры, щедрые, выразительные краски художника В. Рындина прежде всего направлены на воспроизведение тихой, безмятежной атмосферы окраины Копенгагена, веселящегося вечернего Парижа. Но ведь не пестрая сумятица, не безмятежность, а нарастающее волнение за будущее определяют настроение Люне, Дагни, Шарлюса, Марго Йенсен в первом акте. Традиционный Париж, созданный изобретательной фантазией вахтанговцев, никак не передает тревожного ощущения надвигающихся событий.
Неясность режиссерского замысла естественно отразилась на актерском исполнении. Среди образов спектакля многие намечены одаренными артистами интересно, даже ярко. И все же почти каждого из артистов можно упрекнуть в стремлении избежать сложных психологических конфликтов, показать не процесс формирования характера, а уже определившийся итог того или иного этапа жизни.
Озаренный счастьем любви, молодости, славы, предстает Люне в начале  спектакля. Веришь в искренность артиста В. Емельянова, в пылкость чувств и искрометность мысли его героя. На тонких полутонах проходит лирическая сцена объяснения в любви Люне и Дагни (артистка Г. Пашкова). Их взгляды, пожатие рук,  приглушенные интонации речи передают волнение первых, еще только нарождающихся чувств.
Через два года Люне и Дагни снова встречаются в Париже — уже иными, много познавшими и пережившими. Дагни в исполнении Пашковой сразу же появляется отчужденной и резкой, без намека на минувшее увлечение. Едва поприветствовав Люне, она удаляется в танце с первым попавшимся кавалером, без колебаний и внутренней борьбы принимает решение уехать в Голливуд — навсегда порвать со своим прошлым. Все ото заставляет Люне пережить огромную душевную трагедию. Низко опустив голову, он долго молча сидит за столом, безучастный ко всему окружающему. Здесь В. Емельянов показывает Люне расслабленным, поникшим. Это несколько противоречит замыслу автора. И потому, когда в следующей картине Люне предстает активным борцом за мир, бросает вызов реакционерам, это внутреннее состояние героя психологически передано артистом недостаточно убедительно.
В образе художника Шарлюса, созданном М. Астанговым, подкупают душевное благородство, мягкость. Но, как и всему спектаклю, образу Шарлюса недостает развития, перспективы. Художник прожил большую, сложную жизнь, он прошел через великие испытания, преодолел многие заблуждения прошлого. Все это происходит где-то за рамками спектакля.
"Европейская хроника" в театре имени Вахтангова еще раз показывает, что стремление к внешней зрелищности неизбежно уводит от глубокого проникновения в идейную, жизненную, психологическую основу произведения.
Постановка театра имени Ермоловой также во многом неровна по актерскому исполнению, по работе художника А. Васильева. Рядом с удачно найденным оформлением сцен— в парижском кафе, в приморском селении, совершенно невыразительно показана комната Эдварда Люне в начале третьего акта.
Но дело не в этих деталях. Режиссер А. Гончаров увидел события и тревожную атмосферу эпохи "Европейской хроники" через судьбы людей. Его внимание привлекла не веселящаяся нарядная толпа парижан, а те взволнованные встречи, которые в это время происходят. Мы сразу проникаемся симпатией и любовью к Люне (артист И. Соловьев) за его неистощимую жизнерадостность, волевую активность. В Париже Люне появляется прямо из Испании. Встреча с Дагни (артистка О. Николаева) вызывает у Люне порыв сильного, нежного чувства.
Он убежден, что скоро, завтра они вместе поедут в Москву.
Люне показан в спектакле сильным и твердым. Ничто не может поколебать в нем уверенности в справедливости начатого дела.
Рядом с ним к правде идет Шарлюс (артист В. Якут). От сцены к сцене происходит становление его характера. Жизнелюбие, активность роднят его не только с Люне, но и с открытым, смелым, прямым Оге Лундом, которого интересно, обаятельно играет В. Лекарев, с его матерью, убедительно и правдиво воплощенной Э. Кирилловой.
Несмотря на все эти радостные, значительные актерские удачи, в ряде эпизодов спектакля отсутствует дружный и сплоченный ансамбль. Это преимущественно сцены, где участвуют Л. Орданская (Мария) и Л. Галлис (Гаральд Хог). Откровенная развязность Галлиса, желающего любыми средствами привлечь к себе внимание зрителей, вызвать смех в зале, или подчеркнуто равнодушная, лишенная общения с партнерами Л. Орданская часто приходят в противоречие с общей правдивой тональностью постановки.
                                                                      *
Путь к успеху сценического творчества лежит через глубокое, смелое истолкование идеи и образов драматургического произведения в живой и выразительной театральной форме. Этот путь немыслим также без постоянной борьбы за спаянный творческий ансамбль. Только идя этим путем, советский театр сможет выполнить стоящие, перед ним задачи— создание типических образов героев наших дней, отображение героических будней современности.
Н. Путинцев".
("Известия", 1953, № 161 (10 июля), с. 3).                

Комментариев нет: