Вы заблуждаетесь, если полагаете, будто большинство зрителей до сих пор называет "Касабланку" или "Крёстного отца" своими самыми любимыми фильмами. Список "250 лучших фильмов" по версии IMDb давно возглавляет "Побег и Шоушенка", снятый в 1994 году Фрэнком Дарабонтом по рассказу Стивена Кинга*). Даже Американский институт киноискусства, который прислушивается к мнению не всегда чуждого искусству кино профессионального жюри, определил "Побег из Шоушенка" в своём списке выше таких фильмов, как "Душной южной ночью" Джуисона, "Французский связной" Фридкина, "Криминальное чтиво" Тарантино, "12 разгневанных мужчин" Люмета и "Последний киносеанс" Богдановича**). Знаменитый американский кинокритик Роджер Эберт включил его и в свой собственный перечень великих фильмов, где с ним соседствуют теперь "8 1/2" Феллини, "Расёмон" Куросавы, "Декалог" Кеслёвского, "В прошлом году в Мариенбаде" Рене, "Солярис" Тарковского и много чего ещё***). Умом это всё не понять, аршином общим не измерить, но феноменальный успех послепрокатной жизни "Побега из Шоушенка" не оспоришь. Герой фильма – молодой банкир Энди Дюфрейн, приговорённый в конце 1940-х годов к двум пожизненным срокам за чужие преступления и посаженный в тюрьму Шоушенк. Там царствует циничный директор Нортон, не просто установивший жестокий режим, но и наживающийся за счёт незаконного и практически бесплатного труда заключённых на различных строительных объектах поблизости от Шоушенка. Энди, начавший с оказания тюремщикам помощи в том, как заплатить поменьше налогов, становится вскоре мозгом отмывания стекающихся к директору денег, которые должны превратить последнего к выходу на пенсию в миллионера. Использование вымышленных подставных лиц для денежных переводов, постоянное движение капитала, покупка и продажа акций – вот чем занимается Дюфрейн под прикрытием работы в тюремной библиотеке, получая взамен некоторые поблажки для себя и своих друзей за решёткой. Иногда он даже совершает серьёзные нарушения тюремного режима, за которые другие поплатились бы тяжёлыми увечьями от рук надсмотрщиков-садистов, а Энди, без чьей головы директору не переехать под старость в тёплые края, отделывается побоями и карцером за несанкционированную громкую трансляцию из радиорубки пластинки с арией из моцартовской оперы на весь Шоушенк. Но самым страшным нарушением режима, о котором не знает десятилетиями администрация, а зритель - почти до конца фильма, Дюфрейн занят по ночам со скальным молотком в руках: за плакатом с кинодивами на стене его одиночной камеры начинается многометровый туннель на вольную волю. Вот такое кино. И поскольку ни Тим Роббинс, играющий заключённого банкира, ни Морган Фриман в роли его друга Рэда, ни Боб Гантон, ставший в фильме мерзавцем-директором, не создают на экране таких потрясающих образов, которые потом преследуют посмотревшего "Побег из Шоушенка" зрителя во сне, а режиссёр с оператором работают добротно, но тоже без прорыва в неведомое, то самый главный вопрос, возникающий после этого довольно длинного, хотя и нескучного фильма, касается лишь того, при чём здесь "Замужество Марии Браун", "Персона", "Париж, Техас", "Токийская история" и другие шедевры из эбертовского списка кинолент на все времена. Определённый интерес представляют выводы, к которым пришёл Марк Кермоуд, участвовавший в работе над документальным фильмом о популярности "Побега из Шоушенка" по заданию Channel 4 в 2001 году. Кермоуд утверждает, что успех в видеопрокате после неважного приёма в кинотеатрах объясняется почти "религиозным опытом", который этот фильм вызвал в сердцах его поклонников. Многие из опрошенных Кермоудом увидели в "Побеге из Шоушенка" даже какой-то современный пересказ евангельской истории, после чего принялись уговаривать всех друзей и знакомых немедленно испытать радость приобщения. Квазирелигиозное впечатление от истории современного банкира-монте-кристо, не теряющего надежды среди будней рабского труда, оказалось для многих американцев таким сильным, что Тим Роббинс утверждает, будто дня не проходит, чтобы к нему не подошёл кто-нибудь с рассказом о том, какой важной жизненной вехой стала встреча с "Побегом из Шоушенка"****). Какое же счастье для них, что не читали они "Колымские рассказы" Шаламова... Дюма-отец, Дюма-праправнук... Энциклопедия настоящего, страшного рабского труда - она уже написана. Но если кому больше по душе книжки свежие, пахнущие типографской краской, то вот - последняя: "Заключенные на стройках коммунизма: ГУЛАГ и объекты энергетики в СССР"*****). Четыре с половиной сотни страниц документов и фотографий, изданные при "финансовой поддержке РАО «ЕЭС России»". Уже в предисловии сформулирован основной тезис нашего ответа Стивену Кингу: "При строительстве первых агрегатов волжских ГЭС каждый мегаватт мощности обходился как минимум в 40 человеческих жизней". Впереди - новые энциклопедии. От каждой из корпораций, начинавшихся три четверти века назад с лагпункта.От "РусГидро", "ПолюсЗолота", "Уралкалия", "Северстали", "Норильского никеля"... Шоушенк, говорите? "Романтика, романтика небесных колеров! Нехитрая грамматика небитых школяров".
2 комментария:
Доброго дня, уважаемый Few Milesaway! Не силах больше скрывать, что каждый день читаю ваш блог с большим удовольствием (одни заголовки чего стоят!) и каждый раз удивляюсь ходу ваших мыслей! Очень интересно и познавательно!
Спасибо, дорогой Андрей, за тёплые слова! Я высоко ценю Ваше мнение.
Отправить комментарий