четверг, 5 ноября 2020 г.

"И Невский проспект, и "Аврора", и Смольный..."


"...Здесь голос истории слышишь невольно".


50 лет назад в СССР считалось, что у ленинградцев, после всех их приключений, глаза чаще всего серые и немного выпученные:

"Мара Гриезане
Вечный Смольный

Когда мне в жизни будет трудно,
не стану хныкать малодушно,—
возьму дорожный чемоданчик
и к Ленинградскому вокзалу
приду в полуночь... И в "Стреле"
прильну к окну нетерпеливо.
И обновляющая скорость
меня над миром приподнимет
А подмосковные платформы
беззвучно ринутся назад.
Тревожно, мягко и могуче
"Стрела" пространство будет резать
и, как волшебная машина,
сквозь ночь нести меня в былое -
к истокам Родины моей...

И вот наутро я услышу
седых проспектов мерный рокот.
Увижу штык Адмиралтейства,
Невы гранитную оправу,
"Авроры" грозный силуэт,
громаду Зимнего и чайку,
что реет, словно буревестник,
над гладью бурной и спокойной.
И загляну я ленинградцам
в большие серые глаза.
Тогда-то все мои тревоги,
мои заботы, неудачи
вдруг станут детскими, смешными, -
я постою под невским ветром,
вздохну и мудро улыбнусь.
И, как ни странно, позабуду,
что мне пока что девятнадцать,
что я совсем еще недавно
в строю стояла пионерском
под серебристый клич трубы...
Я поброжу по Ленинграду,
вбирая медленно, надолго
его могущество и свежесть,—
пускай душа запечатлеет
неповторимые черты...
И приведут меня дороги
в старинный парк, где сквозь деревья
неспешным мраморным свечением
с утра просвечивает Смольный,
как бы История сама...
Я поднимусь по тем ступеням.
Пройду тем самым коридором.
И неуверенной рукою
нажму на ручку тихой двери —
войду в тот самый кабинет.
Дыханье сдерживая, встану.
И постою совсем неслышно,
чтоб не отвлечь Его вниманья,
не помешать Его работе,
великой мысли не прервать...

Потом вернусь домой, в столицу
в круговорот рабочих буден...
И здесь, в Москве, когда не знаю —
через неделю или месяц,
раскрою чистую тетрадь...
И, словно в старом кинофильме,
таком родном, понятном с детства,
увижу чайку над Невою,
и строгий парк, и вечный Смольнь1й,
и тот заветный кабинет.
И я подумаю, что крылья —
совсем не сказка, не легенда
для человека в нашей жизни—
Не их ли радостные взмахи
я ощущаю за спиной?!"

("Известия", 1970, № 263 (5 ноября, московский вечерний выпуск), с. 4).

Комментариев нет: