воскресенье, 28 марта 2021 г.

"Ты здесь хозяин, а не гость..."


"...Тащи с завода каждый гвоздь".


40 лет назад в мозгах некоторых советских слесарей мелочи вырастали в тысячерублевые ценности:
"Принес с работы...
Неотложное дело заставило меня вечером зайти к одному своему давнему знакомому. На звонок вышла его старая мать, выбежал маленький мальчик — ее внук, его сын.
— Анатолий вот-вот придет с работы, подождите, вы так редко видитесь, — сказала мне хозяйка.
Я сижу в уютной, хорошо обставленной комнате. Все радует глаз, чувствуется: люди живут в достатке. Четырехлетний Андрюшка одну за другой показывает мне игрушки, их у него предостаточно.
Но вот раздается звонок. Андрюшка стремительно летит в прихожую:
— Папа пришел!
Анатолий снимает пальто, потирает от легкого морозца руки, а Андрюшка уже вовсю потрошит его толстый портфель. Достает бумажный сверток, разворачивает его и разочарованно произносит:
— Опять гвозди принес! А мама мне с работы всегда конфеты носит.
И всем делается неловко. Кроме Андрюши, конечно. Он еще не понимает, что и гвозди, и конфеты его родители тайком тащат каждый со своего производства. Если называть вещи своими именами, воруют по мелочи.
Честно говоря, плохо, скверно было у меня на душе, когда уходил из этого уютного дома. И главное — не из-за разочарования в человеке. А от досады на себя. Ведь — смолчал. Застыдился чего-то, вроде не он "несун", а я. Так и расстались молча. А ведь не один он такой, который каждый раз что-нибудь да принесет с работы, по мелочам. Постепенно мелочи эти становятся уже не мелочами, они вырастают в тысячерублевые ценности.
И не один я, а много нас вот так же стыдливо смолчим при этом. Да еще и утешим себя потом: подумаешь — горсть гвоздей утащил. Страна у нас богатая, не обеднеем. Да и ему ворованные гвозди впрок не пойдут. Вырастет Андрюшка и напомнит отцу, как тот гвозди с завода таскал...
...Да, страна у нас богатая. Но богатство это создается нашими же руками. И вот одни приумножают народное богатство, экономят на всем и берегут каждый гвоздик, а другие рассовывают по своим карманам и портфелям что под руку попадается. Пусть даже их не так уж и много, таких людей (по сравнению с честными). Все равно они, как мелкие жуки-точильщики, наносят немалый вред нашему обществу, всем нам с вами.
И надо быть с ними непримиримыми, надо каждому из нас говорить во весь голос прямо в глаза "несуну", что мы о нем думаем. Чтобы земля горела у них под ногами!
Вот такой я для себя сделал вывод после того случая...
Н. Афанасьев,
слесарь.
Московская область".
("Известия", 1981, № 74 (27 марта, московский вечерний выпуск), с. 3).

Комментариев нет: