вторник, 23 марта 2021 г.

"Вновь подмосковные пригорки, в тени берёз Москва-река..."


"...И снова нас к себе огни Трехгорки
Зовут, зовут издалека".


75 лет назад размах громадного созидательного труда советских людей по производству ширпортреба можно было оценить не в магазинах, а глядя на экспонаты выставок:
"Сделано руками советских людей
На московской выставке изделий ширпотреба
В Москве, в Петровском пассаже открылась замечательная выставка. Множество предприятий Москвы и Московской области представило на стэндах выставки свою продукцию — изделия широкого потребления. Предприятия эти по их характеру можно разделить на две группы.
С одной стороны, здесь показаны заводы и фабрики, пославшие на выставку продукцию, которая является их прямым делом. Комбинат " Красная Роза"допустим, посылает шелка, Дулевский фарфоровый завод посылает сервизы, тарелки, вазы. Все обычно и ясно.
Но рядом с ними, в других залах можно увидеть совершенно необычные плоды труда других заводов. Громадные, могучие предприятия, делающие в своих цехах самолеты, станки, машины, представлены на выставке вещами уютными, небольшими, созданными для удобства и украшения человеческой жизни. Здесь можно увидеть домашний холодильник, изготовленный на авиационном заводе, театральные бинокли, выпускаемые заводом Министерства вооружения, детские коляски, которые выпускает станкостроительный завод, игрушки, сделанные на 2-ГПЗ, лампы, замки, звонки, сделанные в цехах заводов судостроительной промышленности...
Каждый советский человек испытывает чувство гордости при мысли о том, как грандиозен размах нашей промышленности, как велика ее созидательная мощь.
Есть заводы, доблесть которых хорошо известна. Известны и плоды их труда. Эти заводы продолжают заниматься своим основным делом. Но в цехах ширпотреба делаются одновременно и совсем другие вещи. Назначение их — улучшить и украсить быт советского человека. И вот в павильонах выставки посетители глядят на детский музыкальный волчок, "освоенный" заводом расный пролетарий". Экскурсовод серьезно и сосредоточенно заводит игрушку, нарядный волчок, покачиваясь, кружится на столе и звенит, поет свою песню.
Большие предприятия многое показали на выставке. Здесь пылесосы, кровати, газовые плиты, утюги, кастрюли, мясорубки, игрушки, фотоувеличители, бритвы, люстры, всяческая посуда, —бесчисленное количество изделий. Все это сделано с настоящей внимательностью и уважением к каждой детали.
Выставка очень обширна, в короткой статье немыслимо дать подробный обзор всех зал. Композиция выставки продуманна, логична, залы отлично оформлены.
Голос скрипки несется из двери, певучий гром оркестра рассыпается в гулких сводах пассажа. Откройте дверь, —можно увидеть приемники, эти чудесные "музыкальные шкатулки" современности. Приемник "Москвич", радиола "Москва", приемник "Родина". Бесшумно вращаются диски проигрывателей, мерцают светящиеся игрушки; маленький моторчик присоединяют к швейной машине, —и вот домовитое ее жужжание тоже вступает в зал. В этом павильоне находятся изделия, выпускаемые электропромышленными предприятиями. Неподалеку зал, наполненный тиканьем часов, — ручных, карманных, настольных, каминных, — солидным тиканьем стенных часов, где маятник раскачивается в тяжелом деревянном футляре. И снова лампы, ножницы, сковороды, плиты— те мелочи, которые необходимы в простой нашей повседневности.
За годы войны нам приходилось отвыкать от иных вещей, и не видеть их, и с трудом их добывать. Сейчас мы видим их возвращение в мир. Возле каждого экспоната находится карточка, — на ней написана его биография, его настоящее и будущее. Можно узнать, откуда он родом, сколько он стоит, можно узнать, сколько таких вещей будет выпущено в текущем году. Цифры эти внушительны, и видеть их радостно. На выставке представлены лишь предприятия Москвы и Московской области, но и по этим экспонатам, по этим цифрам можно ощутить размах громадного созидательного труда.
Но вот залы, где фабрики и заводы демонстрируют  свое "прямое дело"Струятся шелка, веселят глаз ситцы, крепкий и свежий запах новой ткани наполняет зал. Здесь продукция комбината Трехгорной мануфактуры, "Красной Розы", Ореховской, Глуховской и многих других текстильных фабрик. Ситец, майя, батист, "фасонный плюш", платки, косынки, одеяла, шелк, бархат. И снова цифры выпуска, настоящего и грядущего.
Хочется привести некоторые из цифр.
В 1945 году комбинат Трехгорной мануфактуры выпускал семьсот десять тысяч метров майи. В 1946 году он будет выпускать более полутора миллионов метров той же ткани. Сатина Трехгорка выпускала в прошлом году около двух миллионов метров, в этом году комбинат выпустит свыше четырех миллионов метров.
Ореховская фабрика, которая в прошлом году выпускала четыреста пятнадцать
тысяч метров батиста, в этом году выпустит свыше миллиона метров батиста. Цифры сопровождают каждый экспонат, и оттого он приобретает особую жизненную силу.
Вот обувь, сумки, портфели, детские туфли. Многое здесь радует глаз. Быть может, сейчас этих вещей еще нехватает, но их будет столько, сколько нам нужно, —мы это знаем.
Число экспонатов огромно. Они разнообразны, со многим здесь можно познакомиться. Поглядим на шкатулки тонкой резной работы, сделанные инвалидами, потерявшими кисти обеих рук. Эта работа показывает не только художественное мастерство, но и то, какой душевной силой и стойкостью обладают делающие ее люди. Поглядим на работы промысловых артелей, на новую мебель, на шерстяной трикотаж, на маленькие нарядные вещи, предназначенные для детей...
Выставка отмечена не только нарядностью или разнообразием. У нее есть то, что хочется назвать нутренним содержанием". И только одно хочется сказать: как медленно выставленные здесь изделия осваиваются. Мало еще их получает торговая сеть.
Татьяна Тэсс".
("Известия", 1946, № 71 (23 марта), с. 2).

Комментариев нет: