воскресенье, 7 марта 2021 г.

"Для нас открыты солнечные дали..."


"...Горят огни победы над страной.
На радость нам живет товарищ Сталин,
Наш мудрый вождь, учитель дорогой".



70 лет назад череда неприглядных картин и образов проходила перед советским  поэтом Сурковым, когда тот посещал страны капитализма:

"Слово поэта
Советский читатель хорошо знает поэта Суркова. Его стихи и песни, написанные в годы Великой Отечественной войны,— сильные, мужественные, исполненные непреклонной полей в победе,—отвечают мыслям и чувствам нашего народа, боровшегося тогда против немецко-фашистских захватчиков. "Смелого пуля боится, смелого штык не берет",— эти крылатые слова поэта хорошо выразили несгибаемый дух советского солдата, который шел на смертный бой против фашизма и вышел из него победителем.
В новой книге стихов Алексея Суркова — "Миру—мир!" (А. Сурков. Миру — мир! Стихи 1946—1949 гг. Изд. "Правда", 1950 г.) широко, поэтично звучит песня борьбы за мир во всем мире. Новые стихи органически связаны с творчеством поэта в героические годы Великой Отечественной воины. Во многих стихах этой книги вспоминаются подвиги советского воина, благородного защитника и освободителя народов. Простые люди всего мира увидели в солдате армии-освободительницы советского человека, несущего свет свободы, правды, справедливости. Одно из лучших стихотворений посвящено Зое Космодемьянской — первой дочери советского народа, павшей на поле брани с фашистскими ордами.
 Белый иней стынет на омете,
Вьюга все дороги замела,
Девушка стоит на эшафоте,
Как огонь бессмертия, светла.
 .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .   .
Сквозь людские горести и беды,
Что на сердце тяжестью легли
Золотое зарево победы
Девушка увидела вдали.
Героический образ Зои, так выразительно и вдохновенно нарисованный поэтом,  как бы символизирует те огромные жертвы, которые принес советский народ во имя торжества правого дела.
Эта мысль выделена в новых стихах А. Суркова особенно рельефно. Советские 
люди, отдавшие жизнь стольких своих лучших сынов и дочерей ради победы над фашизмом, особенно остро ощущают, как дорог им мир по всем мире. Потому-то так гневен их голос против поджигателей новой войны, против дельцов Уолл-стрита и Сити, всех тех, кто вынашивает дьявольские планы новых военных авантюр.
 Бряцая оружием, сея страхи,
Грозя растоптать и сжечь,
Они под шумок сдирают рубахи
У ближних с костлявых плеч.
...Приятно щекочет их обонянье
Кровавый запах войны…
Но на крушенье их планы заранее
Историей обречены.
 Череда неприглядных картин и образов проходит перед советским поэтом, когда он посещает страны капитализма. Вот маленькая Дания с тихими улочками своих старых городов, казалось бы, живущая еще в эпоху сказочника Андерсена. Но нет, и здесь появился американский солдат, "полупьяный нахал", жующий резинку и сорящий апельсинными корками. Он дан поэтом только мельком, мимоходом, но его мерзкий облик обрисован выразительно и ярко. Вот гнусный тип западноевропейского космополита, с его продажным "блудословьем",—облик человека, распродающего свою родину дельцам из-за океана. Вот тегеранский базар, на котором поэт видит пробковые шлемы англичан и слышит тяжелый стук их солдатских башмаков. Вот отражение крейсеров колонизаторов в водах Шат эль-Араба. Гневно, с большой силой сарказма разоблачает советский поэт происки поджигателей воины.
Зато какой сердечностью полны строки его других стихов, в которых он говорит о советских людях, стоящих па страже своего мирного созидания, с каким подлинным поэтическим волнением он воспевает щедрую советскую землю, расцветающую благодаря неутомимому труду ее сынов и дочерей.
 Я полсвета обошел с боями,
Я по праву выстрадал, любя,
Плодородьем полную с краями
С жаворонками и соловьями,
Майскую весеннюю тебя.
 Советский Союз —это весна человечества. Так и названо – "Весна человечества"—одно из стихотворений новой книги А. Суркова. Поэт показывает в нем, как солдаты нового, свободного Китая, как партизаны Вьетнама, как трудовые люди Праги, Варшавы, Софии, Бухареста, Будапешта, Тираны вместо с советскими людьми творят эту новую Весну человечества. "Мы—армия мира. Нас—множество в мире, испытанных боем, стальных, непреклонных",— восклицает поэт. Его стихи полны душевным ощущением несокрушимости социальной правды, перед которой бессильны империалисты и их наймиты.
Большой силой, подлинным вдохновением проникнуты стихи, посвященные Ленину и Сталину. Образы великих вождей народа проходят через многие стихи книги. А. Сурков прекрасно передал в поэтической форме идею единства дела Ленина и Сталина, нераздельность их подвига. Поэт обращается к великому Сталину, ставшему для всех трудовых людей мира их светочем, их надеждой и опорой.
 Настанет, в песнях солнечных воспетый,
Обетованный, долгожданный час.
Когда, исполнив Ленина заветы,
В мир коммунизма Вы введете нас.
Союз сердец объединит народы.
Дороги горя порастут быльем.
Свои незабываемые годы
Мы Сталинской эпохою зовем.
 Поэтическое восприятие коммунизма, как времени, когда не будет ни раздоров, ни войн между народами земного шара, придает всей книге стихов солнечный, оптимистический характер. Стихи поэта отличает несокрушимая вера в то, что силы мира гораздо сильней сил войны, что свободолюбивые народы не дадут, не позволят поджигателям войны ввергнуть человечество в новую бойню. Это придает книге действенный, целеустремленный характер.
Ясные, простые, лишенные словесных побрякушек и украшательства, новые стихи А. Суркова свидетельствуют о росте его мастерства как художника слова. Слова отобраны скупо, но они весомы, ибо за ними стоят верные мысли и большие, глубокие чувства.
Правда, некоторые стихи грешат излишней декларативностью, недостаточностью изобразительных средств. Но этот упрек относится лишь к немногим стихам сборника. Большинство новых стихотворений отмечено художественной зрелостью.
Одна из наиболее благородных традиций классической русской литературы — ее обличительный пафос, направленный против несправедливых, грабительских войн. Достаточно вспомнить такие произведения, как "Анчар" Пушкина, как стихотворение Лермонтова "Я к вам пишу...", как "Внимая ужасам войны Некрасова, как "Война и мир" и "К ответу" Маяковского, как разящие своим гневом выступления М. Горького против фашистов — поджигателей войны.
Книга стихов А. Суркова "Миру – мир!" находится в русле этих славных традиций. Конечно, нельзя полностью сближать идейно-политическое содержание стихов поэта-большевика, каким является А. Сурков, с поэзией русских классиков XIX века. Иная историческая эпоха, иные политические убеждения! Но их роднит благородная любовь к простому человеку, ненависть к тем, кто затевает бессмысленные, кровопролитные войны.
Сборник А. Суркова "Миру — мир!" — значительное явление в современной поэзии. Он служит великому делу борьбы за мир.
 Ан. Тарасенков".
 ("Правда", 1951, № 66 (7 марта), с. 3).

Комментариев нет: