воскресенье, 21 марта 2021 г.

"На крышах звезд не сосчитать, арбузом пахнет от бахчи..."


"...И не дают колхозу спать
Перепела и дергачи.
И на завалинке солдат,
Вернувшийся из дальних стран,
Неспешно курит самосад,
Лениво трогает баян".


70 лет назад советских людей в любом сюжете интересовала не только общественная сюжетная линия, но и сюжетная линия интимных отношений:
"Кино
Фильм о людях колхозной деревни
"Щедрое лето". Новый цветной художественный фильм. Производство Киевской киностудии художественных фильмов. Сценарий Е. Помещикова, Н. Далекого, постановщик—Б. Барнет, оператор —А. Мишурин, художники —О. Степаненко, Н. Юров, композитор—Е. Жуковский, тексты песен А. Малышко.
Над отечеством занимается рассвет коммунизма. Мы уже построили светлое настоящее.  Каждый день, полный вдохновенного творческого труда, приближает нас к еще более светлому будущему. Оглядывается вокруг советский человек, и сам диву дается. Он удивляется и радуется результатам своего труда. Радуется за себя, за своих близких, радуется за друга, товарища, за то, что он, советский человек, вдохновенно трудится над выполнением грандиознейших предначертаний вождя.
О победном движении советского народа вперед, о правде жизни поэтично повествуется в жизнерадостной комедии "Щедрое лето". Не так часто еще появляются на наших экранах и сценах комедии, тем более комедии веселые, в которых в то же время затрагиваются важные проблемы современности. Поэтому зрители с удовлетворением просмотрели "Кубанских казаков" и с большой радостью смотрят теперь новую комедию Киевской киностудии "Щедрое лето", посвященную людям колхозной деревни.
...Председатель одного из колхозов Назар Проценко с радостью встречает своего фронтового друга Петра Середу, односельчанина, успевшего уже после войны получить экономическое образование. Петр назначается главным бухгалтером колхоза. Видно, хорошо в эти годы, пока учился Петр, хозяйничал в колхозе его друг: зажиточной жизнью живут колхозники. Много хлеба сдает государству колхоз — полеводческие бригады добиваются рекордных урожаев. Их труд высоко ценят партия и правительство. Оксана Подпруженко, знатный бригадир, удостоена звания Героя Социалистического Труда. Мощная техника применяется на полях и сенокосах. Все как будто бы хорошо. Счастливо живут люди. Председатель доволен. Но недовольны передовые колхозники. Они лучше председатели понимают, что не в полную меру используются возможности для дальнейшего роста колхоза. И еще тем они недовольны, что председатель (горячий и своенравный по характеру человек) нет-нет да и нарушит Устав артели, самостоятельно решит то один, то другой вопрос, вовсе не безразличный для массы колхозников.
Петр Середа лучше, оказывается, видит перспективы развитии колхоза, чем Назар Проценко. Бухгалтер-экономист – это большая сила в колхозе. И честный, принципиальный Петр начинает поправлять своего друга. Серьезные, советы Петра, а также тот строгий контроль за финансовым состоянием колхоза, который ввел бухгалтер, Назар сначала воспринимает как "мелкие" придирки, продиктованные, отношением Петра к Оксане, невесте Назара. Да, Назару кажется, что Петр ревнует его...
Тут-то и возникает вторая сюжетная линия — линия интимных отношений. Хорошо, что режиссер и авторы сценария пытаются раскрыть в картине не только общественный конфликт между героями, но стремятся показать и их личные отношения, поговорить о любви, дружбе, товариществе. Однако интимные отношения героев недостаточно убедительно решены и порой уводят хорошую комедию о колхозной жизни к водевилю. Не эти эпизоды главные в фильме.
И жизнь хороша, и жить хорошо! — вот лейтмотив, который звучит в фильме от первого кадра, когда возвращается в родной колхоз из Москвы Герой Социалистического Труда Оксана, и до последнего кадра, когда мы видим председателя колхоза Назара и Оксану, Петра и его невесту Веру Горошко на торжественном открытии областной сельскохозяйственной выставки.
Отлично снята оператором А. Мишуриным природа Украины. Солнечная, зеленая, она манит, зовет к себе. Поэтичность фильму сообщает и музыка Е. Жуковского—мелодичная, лирическая, местами написанная с мягким юмором.
Режиссер-постановщик Б. Барнет, оператор, композитор, художники, весь актерский ансамбль создали хорошее произведение о труде мастеров высоких урожаев. Эту светлую атмосферу постановщику удалось передать еще и потому, что он привлекает на главные роли молодых актеров.
В первую очередь здесь хочется отметить Н. Архипову (Вера). Она создала обаятельный образ молодой колхозницы-комсомолки. Вера — настойчивая, принципиальная девушка, умеющая ставить общественные интересы выше личных. Когда было нужно, она поступилась личной славой и по доброй воле пошла работать на новый трудный участок. Вера умеет дружить, умеет и горячо любить. Н. Архипова играет свою Веру так просто и естественно, будто она и есть в жизни сама Вера, свою героиню она наделяет мягким юмором и задушевностью.
Оксана в исполнении М. Бебутовой — гордая, смелая и вместе с тем озорная девушка, способная на трудовые подвиги. Актер М. Кузнецов, играющий большую, интересную роль Петра, показал в этом фильме свое возросшее мастерство, Отлично играют роли председателя колхоза Назара актер Н. Крючков и Теслюка, заведующего фермой, К. Сорокин.
Нельзя не упрекнуть авторов сценария Е. Помещикова и Н. Далекого за то, что их сценарий недоработан. Его сюжетные линии не всегда ясны и обрываются как бы по мановению волшебной палочки авторов. Вместо того, чтобы глубже раскрыть характеры действующих лиц, полнее показать новые отношения, складывающиеся в жизни колхозной деревни, авторы порой были больше озабочены чисто внешними развлекательными задачами. Иным персонажам в фильме просто нечего делать.
Но в целом режиссуре, всему коллективу, работавшему над созданием этого фильма, герои которого идут в ногу с жизнью, стремятся приблизить светлый день коммунизма, удалось создать яркое, интересное произведение.
Анатолий Суров".
("Правда", 1951, № 81 (22 марта), с. 2).

Комментариев нет: