вторник, 2 марта 2021 г.

"Земля моя, страна моя родная, заводов бесконечных череда..."


"...Над ними песню славы подымает
Наш современник, человек труда".



70 лет назад в советской литературе героем самой большой душевной чистоты обычно был парторг:
"Критика и библиография
Эпопея труда и мужества
Уральская трилогия Анны Караваевой, включающая романы "Огни", "Разбег" и "Родной дом"*), заслуженно пользуется большой популярностью у читателей. Охватывая годы Великой Отечественной войны, трилогия повествует о жизни и быте военного тыла, о мужестве и трудовом героизме советских людей. На истории борьбы коллектива Лесогорского танкового завода за бесперебойное  снабжение Советской Армии боевым оружием писательница показала великую силу советского патриотизма, непоколебимую уверенность советских люден в полной победе нашего правого дела над черными силами фашизма.
Уже первый роман трилогии— "Огни" привлек к себо внимание широких масс читателей своим боевым патриотическим содержанием. У Анны Караваевой сохранилось письмо, полученное ею в 1944 году из Действующей армии. Автор письма рассказывал писательнице о том значении, какое имел для фронтовиков ее роман: "В землянке, при коптилке, в небольшой перерыв, вместо отдыха читали мы "Огни"... Ваш роман прочло все наше подразделение, начинали читать — шли и наступление, а в первый же момент отдыха спешили дочитать его. Наши бронебойщики, подбив танки, заявляли вместо доклада: есть лом для Лесогорского завода!...". В этом же письме фронтовик-корреспондент говорил: "Вы словом, а мы оружием бьем нашего общего врага".
Рисуя трудовые дни Лесогорского завода, героический труд рабочих во имя победы над врагом, Анна Караваева уже во втором романе "Разбег" наметила ту тему, которая стала основной для книги "Родной дом",— тему созидания и творческого труда во имя мира. Так хорошо прозвучавшая еще в "Огнях" мысль: "Человеку положено строить, делать вещи для жизни",— теперь была выражена в широкой картине торжества труда и созидания над силами, варварского разрушения. Изображенное Караваевой в последней книге трилогии восстановление разрушенного фашистами города Кленовска и возрождение иссеченного вражескими снарядами Кленовского дола приобретает в этом отношении глубоко символическое значение.
В трилогии действует большая группа героев — стахановцев, хозяйственных  руководителей, инженеров, постоянных жителей Лесогорска и эвакуированных в тыл "кленовцев". Запоминаются парторг Пластунов, сталевар Нечипорук, директор завода Пермяков, инженер Сбоев, конструктор Костромин, Соня Челищева, Игорь Чувилев, бывший командир партизанского отряда, председатель горисполкома Соколов.
В характерах своих героев Анна Караваева показывает любовь к социалистической Родине, трудолюбие, дружбу, товарищество, гуманность, честность — те высокие качества, которые присущи советскому человеку.
Раскрывая духовный мир своих героев — советских людей, Анна Караваева правдиво рисует то, как утверждаются новые морально-этические принципы в сложной и непримиримой борьбе с пережитками прошлого. Так развертывается в трилогии борьба против недисциплинированности и разболтанности сталевара Алексахи Маковкина, эгоистического индивидуализма Николы Бочкова, так развивается тема преодоления чувства самоуспокоенности в характере Пермякова, тема разоблачения бездушного техницизма инженера Тербенева.
На примере труда и жизни положительных героев А. Караваева убедительно показала, что любовь к своему социалистическому Отечеству всегда связана у советских людей с беззаветным трудом на благо Родины, что индивидуальные качества каждого советского человека наиболее полно и ярко раскрываются лишь в коллективе, в общем труде и борьбе.
Типична в этом отношении судьба Сони Челищевой. Коллектив электросварщиц, сплоченный Соней, помог найти свою дорогу в жизни и Юлиньке, и Ольге Шаниной, помог преодолеть душевные невзгоды и многим другим. Соня Челищева, сама повзрослевшая и возмужавшая в работе с людьми, во многом помогала воспитанию мужества и воли у других.
Особо стоит подчеркнуть удачу автора в создании образа парторга ЦК ВКП(б) Пластунова, человека большой душевной чистоты, беззаветно преданного Родине.
Умно и с тактом показывает Караваева парторга как наставника и руководителя, воспитывающего в людях подлинно коммунистическое сознание.
В "Родном доме" есть сцена беседы Сони Челищевой с молодежью о коммунистическом воспитании, "о высокой и прекрасной цели, для которой мы все работаем". Соня сказала своим собеседникам: жизнь "прекрасна еще тем, что советский человек стремится к тому, чтобы всюду на земле был мир и чтобы мы построили коммунизм... И коммунизм гораздо ближе к нам, чем кажется".
Живые черты коммунизма уже видны в жизни и труде советских людей. Об этом и говорят романы Караваевой, и в этом, наряду с отображением великих побед нашего народа в Отечественной войне, их достоинство.
Хочется отметить еще одну черту трилогии— ее широкий диапазон. В число героев "Родного дома" закономерно введен автором чех Ян Невидла. На истории Яна Невидлы Анна Караваева показывает великую силу примера советского народа для строительства новой жизни в странах народной демократии.
Волнующе звучат строки письма Яна Невидлы. Он говорит в нем о своей любви к Советскому Союзу и ненависти к поджигателям войны.
"Как и все честные люди, я разъярен против врагов мира! Я жил с вами, русские братья, я понял, как силен и горд человек, любящий свою родину, как могуча страна, которую ведет великий Сталин, которой руководит партия коммунистов и управляет сам трудовой народ... Для нас, простых людей, Россия Ленина и Сталина —великий пример патриотизма, единства и коммунистического братства. Советский Союз, как свет зари, освещает путь всех честных борцов за мир, свободу и демократию!".
Трилогия не свободна от недостатков. Некоторые эпизоды "Родного дома" являются повторением эпизодов предыдущих книг; несколько схожи, а следовательно повторяются в какой-то мере образы Назарьева и Пермякова, Челищева и Тербенева. Остались до конца нс раскрытыми, не дорисованными образы юного севастопольца и художника. Требует доработки и стиль романов—порою он засорен непродуманными сравнениями, неточными эпитетами, явно противоречащими реалистическому содержанию. В целом же трилогия Анны Караваевой —бесспорно большое явление в нашей литературе.
Вас. Куриленков.
*) Анна Караваева. "Огни". Роман. 1943 г. "Разбег". Роман. 1948 г. "Родной дом". Роман. 1950 г."
("Известия", 1951, № 51 (3 марта), с. 3).

Комментариев нет: