вторник, 30 марта 2021 г.

"И мы пошли. Сосед мой впереди..."


"...А я за ним заковыляла сзади.
И вот, смотри, полгода уж, поди,
Живу в лесу, у партизан в отряде".


75 лет назад в СССР специалист широкого профиля Л. Шейнин серьезно работал от ареста до ареста в жанре приключений:
"Кому подчиняется время
Пьеса братьев Тур и Л. Шейнина в Театре имени Вахтангова
Нет более увлекательного сюжета для повести о человеческом мужестве, чем тот, где показано, как разведчик, вооруженный только силой воли и умом, попадает в лагерь врага для того, чтобы обмануть его доверие, участвовать в опасной игре, где каждый промах стоит жизни. Пьеса бр. Тур и Л. Шейнина ому подчиняется время" рассказывает о такой борьбе.
Хроника реальных событий легла в основу пьесы. Но хроника их перечисляет, а драматургия показывает в живом движении страстей и характеров. Поэтому все  усилия авторов и Театра имени Вахтангова, поставившего пьесу, были направлены к тому, чтобы в драматической повести об одной из операций советской разведки как можно ярче проявились человеческие свойства ее людей, сложность ее дел, особенность ее методов. Правда, бурный разворот событий заставляет иногда только бегло обрисовать характеры действующих лиц, но в пьесе есть и полнокровные образы советских людей, действия которых позволяют судить об их внутренней сущности.
Это прежде всего капитан Андрей Мартынов, которого играет А. Абрикосов. Роль эта дает возможность актеру показать главного героя пьесы многосторонне.
В начале пьесы летчик Мартынов, балагур и весельчак, попадает в парикмахерскую, он шутит, острит, ухаживает за девушкой-мастером, набивается к ней на вечеринку. И он приглашен. Тут у него пропадает планшет с секретными документами. Ему грозит суровая кара. И тогда парикмахер Пал Палыч, немецкий шпион, предлагает ему перелететь к немцам, чтобы работать у них. Мартынов соглашается.
Через час Мартынов с гордостью доложит генералу о том, что его "завербовали". Только тогда мы вспоминаем, что он был неестественно весел на пирушке, не всерьез печалился, когда у него пропал планшет. Думается, что истинные разведчики в таких случаях лучшие актеры. Иначе им было бы трудно обмануть такую лису, как Пал Палыч, которого к тому же актер Б. Шухмин играет превосходно. Но некоторую неровность игры в первой картине Абрикосов искупает в последующих.
У Мартынова интересная биография. Он — студент астрономического института, широко образованный, интеллигентный человек. Он пошел в разведчики по призванию, но не в погоне за приключениями, а из любви к родине, из желания служить ей там, где нужны его исключительные способности. В его послужном списке уже есть блестящие операции. Полна смысла сцена, когда Мартынов, уезжая, просит мать отослать профессору незаконченную дипломную работу. Он избрал иной путь и говорит об этом твердо и решительно. Но это пока слова. Дальше мы видим Мартынова в действии. Завербованный как немецкий шпион, он попадает в штаб гаулейтера Прибалтики Рогге. На его пути встают неожиданные препятствия. Мартынова подвергают суровым испытаниям немцы. Он не может связаться с подпольщиками. Его невеста работает в канцелярии гаулейтера, но Мартынов не знает, что она здесь по заданию партизан. Партизаны решают устранить Мартынова как предателя. Среди всех испытаний Мартынов—Абрикосов проявляет нужные качества— твердую волю, выдержку, спокойствие, ловкость и изобретательность. Очень тонко подчеркнул Абрикосов разницу в поведении Мартынова. Широкий, размашистый на нашей земле, он и в тылу врага остается самим собой. Но походка, едва уловимый жест, мимика актера сдержанно подчеркивают: сейчас Мартынов—сгусток энергии, все его чувства, все нервы напряжены и он готов к любому повороту судьбы.
Мартынов убил Рогге. Он выполнил задание. Но кто стоял за его спиной, кто помог ему? У драматургов и театра нашлись, пусть не всегда и не во всем, прекрасные средства для того, чтобы показать людей, на которых опирается советская разведка, показать, в чем источник ее сил и осведомленности. Видные актеры театра играют в спектакле эпизодические роли и остаются верны правилу вахтанговцев, — для того, чтобы запомнилась малая роль, пусть в ней будет хоть одна, но яркая краска.
М. Державин, исполняющий небольшую роль генерала Карташева, наделяет своего героя зорким, пристальным вниманием к людям. Генерал чутко слушает, медленно говорит. Он держит в своих руках нити сложнейших операций. Ему нужно взвесить каждое слово и проверить каждый поступок. Но как много живых человеческих чувств показал за этой медлительностью Державин. Он тщательно изучает личное дело Мартынова, зорко рассматривает его самого, прежде чем послать в тыл к немцам, он долго не решается позвонить матери Мартынова, когда приходит известие о смерти ее сына. Но вот Мартынов внезапно появляется перед ним и генерал кричит весело и задорно в телефонную трубку: "Он здесь, у меня в кабинете! " Тут самые высокие ноты в голосе актера, и большое счастье выражает весь облик генерала, —его солдат выполнил свой долг и вернулся победителем.
И. Рапопорт играет роль часовщика Рубинштейна, мудрого старика, всю жизнь чинившего часы. Он умеет считать время и читать в книге времен. Теперь он ко всему равнодушен. Его, как и всех евреев, на территории, занятой немцами, ждет гибель. Но обреченный еще не мертв. И по первому призыву партизан Рубинштейн идет на смерть во имя жизни. —он соглашается помочь в убийстве палача Рогге, чтобы доказать высокую истину—время подчиняется не озверевшим варварам. Особенно хороша в спектакле сцена, когда Рогге и Рубинштейн разговаривают об испорченных часах. В каждой фразе своего героя Рапопорт превосходно доносит двойной смысл, глубокую внутреннюю иронию. Такое же свойство отличает и хозяйку ателье мод мадам Мильду, которую тонко играет М. Синельникова. У актрисы самая почтительность звучит как злая издевка над заказчиками-немцами. Меньше удались образы других партизан-подпольщиков. Они схематичны. И драматурги, и театр мало способствовали их оживлению.
С. Лукьянов играет гаулейтера Рогге и ошибочно придает ему значение демона зла, бича человечества. Они мельче, подлей, эти собиратели женских волос, мастера механизированного человекоистребления. Рогге даже не кровавый тевтонский пес-рыцарь, и, право, напрасно Лукьянов придает ему столь картинную внешность, позу человека, утонченно смакующего зло. В этом смысле ближе к жизненной правде актер И. Соловьев в роли полковника гестапо Шмельца, надменного, грубого, тупого.
Ритм спектакля стремителен, мизансцены остры (постановщик А. Ремизова). Не совсем, правда, кстати мюзик-холл в сцене в ателье мод. С большой изобретательностью, ярко, красочно, талантливо оформил спектакль художник Н. Акимов. Мелодична музыка композитора С. Урбах. Все это доказывает, что Театр имени Вахтангова серьезно отнесся к своей новой работе, и поэтому он вознагражден успехом у зрителей.
Успех театра еще раз подтверждает старую истину —нашему театру нужны приключенческие пьесы.
Воспитательное значение приключенческого жанра велико потому, что в нем в увлекательной форме прославляются мужество и отвага, дерзость и предприимчивость. И не напрасно М . Горький писал, что ему "герои Дюма внушали желание отдать себя какому-то важному, великому делу". Но разве герои нашего времени не внушают такого же желания, разве не они явили миру образцы бесподобного героизма? Долг писателей и драматургов —о них рассказать.
Братья Тур и Л. Шейнин серьезно работают в жанре приключений. Они написали немало полезных и нужных произведений на темы, к которым должно быть привлечено внимание нашей литературы и театра.
В. Сухаревич".
("Известия", 1946, № 77 (30 марта), с. 3).

Комментариев нет: