среда, 10 марта 2021 г.

"Наша служба - что за мужество!.."


"...Нашей дружбы крепче нет.
Хорошо солдату служится,
Если он письмом согрет".


40 лет назад напряженная и содержательная переписка шла между всеми звеньями идейно-воспитательного механизма Советской Армии:
"Солдатские письма
Помню, когда я еще проходил срочную службу, читал по ночам письма отца. А писал он о самых будничных домашних делах. Поутру вставал — будто побывал дома. Рука тянулась достать заветный конверт, вновь перечитать нехитрое послание, поделиться с сослуживцем новостями. Письма не только согревали—о тебе думают, ждут,—но и требовательно вопрошали: а как успехи, не на последнем ли ты месте, сынок, по службе?
Уже став офицером, я не раз убеждался в великой силе писем из родных мест. Без них солдат — словно дерево без корней. В живой памяти о крае, где вырос, о людях, воспитавших тебя, крепнет и обостряется чувство долга перед Родиной, народом. Память эта, питаемая доброй домашней вестью, не только помогает солдату нести ратную службу, но и, если потребует обстановка, сделать шаг, называемый подвигом.
Подвиг... Слово это неотделимо от героического боевого пути соединения, где выпала честь служить мне, офицеру-политработнику. Каждый наш воин гордится легендарной биографией дивизии. В сорок первом за бои под Смоленском она удостаивается почетного наименования "гвардейская". Обороняла Ростов-на-Дону и освобождала Кавказ. За массовый героизм бойцов на Таманском полуострове стала "Таманской". Била врага в Прибалтике и Восточной Пруссии. Удостоена орденов Суворова и Красного Знамени. Служить в гвардейской Таманской дивизии почетно и трудно: слава фронтовиков —не музейная реликвия. Ее требуется постоянно приумножать сегодняшними делами.
Животворным источником силы таманцев, их энергии и инициативы служат наказы самых близких для воина людей. Быть достойными гвардейского знамени призывают сына и его сослуживцев родители гвардии рядового А. Кузина. Когда личный состав подразделения, которым командует гвардии старший лейтенант А. Глущенко, принял предсъездовское обязательство добиться звания отличной роты, на собрании некоторые воины зачитали письма из дома (цитирую с их разрешения). "Знай, сынок, мы ценим ваш ратный труд,—писала мать гвардии рядового В. Щеглова,—совершенствуйте знания военного дела, лучше овладевайте оружием, которое вам вручил народ. Уверена, ваша рота будет в числе первых". Вроде бы что особенного в этих строках доброго пожелания, но каждый воин словно почувствовал на себе ободряющий материнский взгляд.
Каждый день приносит почта вести воинам от родителей, близких, друзей по "гражданке". Сейчас, и это нас, командиров и политработников, радует, все чаще приходят конверты с обратным адресом правления колхоза, фабрики, завода, где когда-то трудились сегодняшние воины. "Партийный комитет, администрация Рыбинского производственного объединения моторостроения интересуется прохождением воинской службы бывшим работником предприятия тов. Кругловым",—пишет нам заместитель генерального директора объединения Беляев.
Нам было приятно сообщить вчерашним коллегам гвардии сержанта Александра Круглова, что воин избран комсомольским вожаком батальона, делегатом конференции ВЛКСМ Московского военного округа. За отличную строевую выучку во время военного парада на Красной площади в Москве ему, заместителю командира взвода, была объявлена благодарность от министра обороны. На мундире передового воина сияет знак ЦК ВЛКСМ "Ленинская поверка". Мы горячо поблагодарили рыбинских моторостроителей за ту крепкую рабочую закалку, твердый характер, трудолюбие, которые они воспитали в Александре. Недаром же говорят: медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют...
А вот другое письмо. "Пишут вам комсомольцы из клуба "Юный патриот" Фокинского индустриального техникума. В вашей части проходит воинскую службу выпускник техникума В. Зайцев. Очень просим сообщить подробнее о нем. У нас есть стенд "Наши выпускники— отличники Советской Армии". Будем рады, если на нем появится и фотография Зайцева, и будем огорчены до глубины души, если он своей недисциплинированностью, плохим отношением к обязанностям советского солдата ослабляет боеготовность славных Вооруженных Сил..." Командир разведывательного подразделения гвардии старший лейтенант В. Коршунов отправил ответ ребятам из клуба "Юный патриот":
"Рядовой В. Зайцев пользуется заслуженным авторитетом у товарищей, выбравших его комсомольским секретарем подразделения. Отличник Советской Армии, классный специалист, он и первый в спорте — чемпион соединения по борьбе. Спасибо педагогам техникума..."
Сейчас портрет гвардейца красуется на Доске почета родного учебного заведения.
Письма в казарму —это непрекращающаяся связь воина с родным коллективом. А чувство долга и есть одно из слагаемых чувства любви к своей земле — советского патриотизма. Сопричастность к тем свершениям, которые происходят во вчерашней твоей трудовой семье, помогает формировать характер воина-гражданина, непоколебимого в своих убеждениях и непобедимого, потому что его, как Антея, питает родная земля.
Гвардии младший сержант Ю. Пустовалов работал фрезеровщиком на мичуринском заводе. Когда ушел в армию, у станка сменил его старший брат Валерий, только отслуживший срочную. Из письма своего бывшего мастера О. Берегового узнал он, что Валерий за высокие показатели переведен на должность мастера производственного обучения, в цехе установлены новые мощные станки. Воин поделился новостью с сослуживцем, гвардии рядовым В. Кондратьевым.
А у того своя радость: кстовский нефтехимический завод по производству этилена и пропилена, на строительстве которого работал Володя Кондратьев, вступил в строй. И солдат послал письмо в родные места товарищам:
"Поздравляю вас с трудовой победой! Вспомнил незабываемые дни на комсомольской ударной. Увидев фотографию красавца завода, почувствовал гордость —это и мой труд! Очень пригодились здесь, в армии, советы и наставления моего бригадира ударника коммунистического труда Николая Демьяненко, его слова о необходимости высоко нести честь родного коллектива, где бы ни был. И сейчас готов выполнить любую, самую сложную задачу во имя
счастья Родины... Наш полк — инициатор соцсоревнования в округе. Повышенные обязательства в честь XXVI съезда КПСС уверенно выполнили. Закончу службу —ждите на нефтехимическом. Бывший сварщик, ныне гвардеец Кондратьев".
У гвардии рядового С. Бледнова рядом с комсомольским билетом бережно хранится "Наказ сынам-воинам", который ему торжественно вручили на проводах в армию ветераны войны и труда Курского завода резиновых технических изделий. В наказе есть и такие строки: "Безупречно выполняй свой воинский долг. Куда бы тебя ни послало командование, помни: это приказ Родины, приказ матери, наш приказ"...
Артиллерист С. Бледнов стал передовым воином. На недавних учениях с боевой стрельбой он вновь был отмечен командованием. Председатель профкома завода Евгений Павлович Бутов, письма от которого каждый месяц приходят в часть, искренне поздравил земляка, поделился заводскими новостями: с вводом в строй нового цеха стали выпускать улучшенного качества транспортеры и шины для автомобилей. Приятно было узнать таманцу и о том, что самодеятельный ансамбль бальных танцев, где он занимался до армии, занял первое место на конкурсе в Киеве.
Немало воинов, которые служат в нашем полку, призывались из села. Руки у многих тоскуют по земле. Для них дорога каждая весточка из жизни родной деревни. Гвардии рядовой Ю. Басихин —орловский механизатор, работал с отцом на комбайне. Понятно, как интересуют его подробные сообщения о ходе полевых работ. "Сынок, трудная была в минувшем году уборочная,— пишет отец, Николай Петрович Басихин.—Погода стояла плохая, дождливая. Все же хлеб убрали полностью. Твое место на комбайне занял брат Николай. Давали в день по две нормы... Служи честно, трудностей не бойся. Вернешься, будем втроем давать хлеб Родине".
Случается, получают командиры невеселые письма. Требуется немалый такт, деликатное вмешательство, чтобы разобраться в такой вот просьбе: "Уважаемый замполит! Пишет вам Наташа... Я знакомая девушка Саши Сагатова. Почему-то перестал он писать мне письма..." Кажется, что вмешиваться в чужую жизнь, пусть сами решат. Но пригляделся к рядовому Сагатову: ходит сам не свой, словно камень на сердце носит. Вот-вот и по службе упущения начнутся. Посидели с ним, поговорили. Оказалось, мелкая ссора грозила перейти в размолвку. А люди они молодые, жизнью не закаленные. От кого солдату еще совет услышать, как не от офицера. Прошло время. Приходит ко мне Саша, в улыбке расплывается. Протягивает письмо. "От невесты", —говорит радостно...
Недавно заглянул я в педагогический дневник заместителя командира мотострелковой роты гвардии лейтенанта Юрия Муравьева. Вот только запись за один день: "Отправлены благодарственные письма за отличную службу на родину гвардии рядового В. Дунаева и гвардии сержанта Л. Сахарцева. В письмах матери гвардии рядового В. Самусенко чувствуется тревога за судьбу сына, переживает, как ему служится. Написал ей подробное письмо о жизни солдата. Получено письмо от матери гвардии рядового А. Тулякова. Она благодарит командование за воспитание сына, дает наказ воинам роты бдительней охранять покой страны..."
Письма в казарму... Живые ниточки, связывающие солдата с далеким домом, всем тем дорогим, что он призван мужественно и стойко защищать.
А. Шибин,
гвардии подполковник, заместитель командира полка по политчасти.
Ордена Ленина Московский военный округ".
("Известия", 1981, № 60 (10 марта, московский вечерний выпуск), с. 3).

Комментариев нет: