четверг, 30 мая 2019 г.

"Примкнула в колонне к стахановцам юным..."


"...К студентам, к героям недавних походов,
Весну-комсомолку с высокой трибуны
Приветил великий Учитель народов".


70 лет назад в советском театре простого и убедительного исполнения требовала роль секретаря райкома:
"Дом культуры
"Московский характер"
Пьеса "Московский характер" принадлежит к лучшим произведениям советской драматургии. Автору ее драматургу тов. Софронову присуждена Сталинская премия первой степени. Пьеса показывает борьбу советских людей за сталинский пятилетний план, за технический прогресс в нашей промышленности, за победу нового над старым.
Старый мастер текстильщик Гринев изобрел станок для гравирования рисунков на тканях. Это изобретение должно сделать технический переворот в текстильной промышленности. Необходимо заводское изготовление станка. Его может сделать соседний с текстильным комбинатом машиностроительный завод.
Но директор завода Потапов не хочет и слышать о заказе на станок. Ему не хочется нарушать график, ломать хорошо налаженный ритм производства, перестраивать технологический процесс в цехах.
Потапов – крупный хозяйственник. Автор наделяет его большой внутренней силой, прямым твердым характером, энтузиазмом и упорством в достижении цели. В нем патриотическая любовь к своему заводу, которому он отдает все свои силы и знания и добивается того, что завод становится передовым предприятием в столице.
Но Потапов привык к славе, и она вскружила голову. Все чаще он говорит "мой завод", "я директор", "я хозяин". Он начинает забывать, что является всего лишь слугой народа, что хозяин то завода народ, государство. В заказе на новый станок Потапов не увидел того, что это дело принесет родине большую пользу. Он усмотрел в нем лишь опасность потерять свою славу.
Северова, горячая поборница нового, и ее сторонницы: Гринева – жена Потапова, Кружкова – знатная стахановка и член правительства, повели борьбу с Потаповым, с его косностью и рутиной. Эта борьба разгорается. Все глубже уходит в свои ошибки Потапов. В дело, наконец, вмешивается райком партии. В лице Полозовой, секретаря райкома, мы видим представителя нашей партии – чуткого, принципиального, далеко видящего. Мы видим руководящую, организующую роль партии в борьбе за сталинскую пятилетку. В этом глубокая партийность пьесы Софронова.
Партия указывает коммунисту Потапову на его ошибки, предупреждает, к чему они могут привести. Потапов сознает ошибки. С прежним энтузиазмом он принимается за выпуск станков для текстильного комбината. Но не сразу освобождается он от груза ошибок. Он не понимает и долго не хочет понять, почему его жена, коммунистка Гринева, на заседании бюро райкома так резко выступила против него, назвав его "воеводой", а завод "потаповской вотчиной". Так, с его точки зрения, жена не должна поступать в отношении мужа, главы семьи, хозяина. И в результате – разрыв с семьей. Потапов совсем перебирается на завод.
Здесь со всей остротой встает конфликт между старым и новым в быту, в семье. Гринева любит своего мужа, но идет против него, потому что для нее дороже всего – интересы государства. Она стремится вернуть Потапова на верную дорогу – этим она борется и за право своей любви к нему. В результате мораль коммунистическая побеждает обывательскую. Потапов признает свои ошибки и "на семейном фронте".
Пьеса имеет огромное воспитательное значение. И очень хорошо сделал драматический коллектив Ханты-Мансийского Дома культуры, поставив на днях спектакль "Московский характер". Участники спектакля были не профессиональные актеры, а всего лишь любители сцены. Но со своей задачей они справились. Зритель видит на сцене правдиво показанную жизнь, спектакль волнует его и заставляет вместе с героями переживать их радости и горести.
В общей довольно слаженной игре коллектива следует выделить и наиболее способных исполнителей. К их числу прежде всего относится тов. Липхарт, играющий роль Зайцева, подхалима, живущего под девизом: "Нет у меня соображений, у меня есть директор". Тов. Липхарт понял этого пустого, безыдейного человечка и изобразил его правдиво.
Роль секретаря райкома Полозовой просто и убедительно исполнила И. Соловьева. Подкупает своей простотой, задушевностью, своим прямым, грубоватым характером старик изобретатель Гринев в исполнении С. И. Уфимцева. Неплохо играли в спектакле М. П. Калабина (Гринева), А. Ф. Царицына (Северова), И. Прозоров (Кривошеин). Несколько неуверенна и скованна игра А. Прозоровой в роли знатной текстильщицы, члена правительства Анны Кружковой.
А вот у тов. В. В. Кондакова в главной роли Потапова следует отметить существенные недостатки. Потапов у него получился какой-то вялый. Хотелось бы пожелать тов. Кондакову глубже продумать эту роль и показать Потапова сильным, волевым большевиком, опытным и уверенным в себе командиром производства, способным с помощью партии прямо и решительно исправить свои промахи.
Остается пожелать драматическому коллективу плодотворной работы в дальнейшем.
П. Фефелов".
 ("Сталинская трибуна", Ханты-Мансийск, 1949, № 107 (28, май), с. 2).

Комментариев нет: