среда, 15 мая 2019 г.

"За разбой и кровь пощады нет фашистам…"


"…Наш огонь врага с лица земли сметет. 
Не померкнет солнце в нашем небе чистом. 
В бой-победный Сталин нас ведет!"


70 лет назад в советском кино каждый кадр раскрывал гений народного вождя:
"Кино
"Сталинградская битва"
"Сталинградская битва". Первая серия. Художественно-документальный фильм. Сценарий Н. Вирты. Постановка Б. Петрова. Главный оператор Ю. Екельчик. Композитор А. Хачатурян. В главных ролях артисты: А. Дикий, Ю. Шумский, Н. Симонов, М. Штраух, М. Астангов, Б. Ливанов и другие. Киностудия "Мосфильм". 1949 год.
- Так и было! – Это первые слова, которые мы услышали после сеанса. Их мог сказать непосредственный участник Сталинградской битвы, бывший солдат любого фронта и человек, ковавший оружие победы.
В том и художественная сила нового, глубоко волнующего киноповествования о великой битве, что он правдиво рассказывает о беспримерном подвиге русского народа и великом гении нашего вождя.
В те дни весь мир с замиранием сердца следил за боями в городе-герое. Казалось, не было уже сил, способных остановить немецкую военную машину. Но эта сила была! Это советский народ, отстаивающий свое социалистическое отечество. Это коммунистическая партия – организатор всемирно-исторических побед нашего народа. Это товарищ Сталин, ведущий нашу страну к коммунизму.
Кадр за кадром раскрывает эту всепобеждающую силу, гений народного вождя.
1942 год. Кремль. На экране товарищи Сталин и Василевский. Трезво взвешивая создавшееся положение, товарищ Сталин говорит:
- Несомненно, захват Сталинграда – важнейшая часть стратегического плана германского командования в эту кампанию.Мы еще не знаем всех подробностей плана. Но он мне кажется более авантюристическим, чем прошлогодний план захвата Москвы… Шаблонная, известная тактика. Мощный клин, удар с хода. Этим нас уже не запугать. Учены. А фланги растянуты, товарищ Василевский. Этого не следует забывать.
Так шаг за шагом гениальный провидец раскрывал карты врага, готовя ему сокрушительный удар. На первом этапе ожесточенной борьбы товарищ Сталин считал, что нужно выиграть время и обескровить противника.
Скорому решению этой задачи могли помочь наши союзники, в свое время заверившие мир, что они откроют второй фронт. С каким нетерпением ожидали помощи советские воины, какие надежды возлагало все прогрессивное человечество на клятвенные обещание союзников. Однако надежды эти были обмануты.
Киноаппарат снова переносит зрителя в Кремль. За круглым столом – Сталин, Молотов, Гарриман, Черчилль и переводчик. Торжественная тишина, в которой решаются судьбы человечества.
- Итак, - говорит Черчилль, - мы пришли к выводу… Мне тяжело говорить об этом, но…
- Здесь нет слабонервных, господин премьер-министр, - замечает товарищ Сталин.
- Вторжение в Европу в этом году невозможно… - Черчилль выдавил эти слова, не глядя на присутствующих.
- Значит, английские и американские деятели отказываются от торжественного обещания, данного нам весной этого года? – спрашивает Верховный главнокомандующий.
- Генерал Монтгомери в настоящее время занят подготовкой наступления в Северной Афррике. Кроме того, как вы знаете, мы планируем грандиозную десантную операцию в Африке, между Алжиром и Касабланкой, - оправдывается Черчилль.
В заключение беседы товарищ Сталин говорит:
- Господин премьер-министр, Советский Союз и его армия задержат наступление немцев. Но вся ответственность за новые десятки тысяч жертв в Европе падет на головы тех, кто нарушил свои торжественные обещания.
Наш вождь разгадал предательские замыслы союзников, намеревавшихся диктовать нам свою волю в угоду авантюристическим интересам империалистов. Он говорит товарищу Молотову:
- Надеются, что мы сдадим Сталинград и потеряем плацдарм для наступления, и это не выйдет.
И Советский Союз, его армия, не только останавливают гитлеровцев, но и наносят немецкой армии сокрушительны удар, после которого она не оправилась...
… Опаленный и разрушенный город превратился в развалины. Высоко в небе черными тучами поднимается дым пожарищ. В гуле артиллерийской канонады и взрывов авиабомб едва различима трескотня пулеметов и автоматов. Здесь, среди полководцев и солдат 0 героических защитников Сталинграда – находятся посланцы вождя товарищи Маленков и Василевский. Их уполномочила партия на месте руководить героической обороной.
Фильм переносит зрителя в ставку. Сталин стоит около телеграфного аппарата и читает: "Создалась непосредственная угроза Сталинграду. Остановить наступление наличными силами 62-й армии невозможно. На сегодня, 3 сентября, противник в трех километрах от города. Василевский".
Вождь снова решает сложную и ответственную задачу и снова находит мудрое решение.
В активной обороне проходит неделя ожесточенных боев. Генерал-полковник Василевский докладывает Верховному главнокомандующему:
- Бои продолжаются, товарищ Сталин, и на северном и на южном фасах Сталинградского фронта. Противник, как я докладывал, повернул значительную часть своих сил на северное направление. Это позволило нам остановить наступление Паулюса на Сталинград.
В ответ товарищ Сталин говорит, что задача решена правильно, соотношение сил изменилось в пользу Красной Армии. Товарищ Сталин предлагает окончательно вырвать инициативу из рук противника и нанести ему катастрофический удар.
- Как бы вы отнеслись к идее, выраженной вот так? – спрашивает он генерала Василевского и энергичным взмахом карандаша проводит на карте две стрелы, соединяющиеся у Калача.
- Направление главных ударов, предлагаемое вами, товарищ Сталин, мне кажется единственно правильным. Пора выходить на большие просторы.
- Страна готова. Я прошу вас сесть за разработку плана…
Так было положено начало разгрому немецкой армии.
Сталинский гений помог народу перестроить свою экономику на военный лад и вооружиться передовой военной техникой в невиданно короткие для истории сроки. Впитавший в себя опыт Кутузова и Суворова, товарищ Сталин развил и углубил отечественную тактику и стратегию. Его тактика сочетания огня и маневра обогатила Советскую Армию величайшей силой, направленной на уничтожение врага. Сталинская наука побеждать стала основным законом для Советской Армии.
Только так можно понять фильм, в котором запечатлена одна из самых ярких страниц летописи Великой Отечественной войны. Чувство законной гордости за свой народ, за свою армию, за своих полководцев и непоколебимую веру в светлое будущее любимой Родины рождает он у каждого советского человека.
Н. Бриш".
("Красный Север", Вологда, 1949, № 94 (15, май), с. 3).


Комментариев нет: