среда, 29 мая 2019 г.

"Он выходит на место лобное - гений всех времен и народов..."


"...И, как в старое время доброе,
Принимает парад уродов!"


55 лет назад в советский дом с магнитофоном все никак не приходила хорошая песня:
"Под огонь критики
Почему молчит магнитофон?
Хорошая вещь магнитофон. Достоинства его бесспорны. Патефоны и даже радиолы отступают перед ним. Но получается нелепость! Выпуск грампластинок дли патефонов и радиол возрастает. Их можно приобрести и в специализированных магазинах, и в сельской кооперации. А вот для магнитофонов с трудом можно купить лишь так называемую неозвученную пленку, и то только в крупных городах. Произведений классиков и современных композиторов, записанных на пленку, в продаже не найдешь. Многим владельцам магнитофонов приходится копировать записи друг у друга. И чаще всего—не лучшие образцы. Любители легкой наживы торгуют из-под полы пленкой с записями легких песенок и романсов.
Пора организовать широкую торговлю магнитофонной пленкой с записями лучших музыкальных и литературных произведений. С магнитофоном в дом должна прийти хорошая песня, опера, симфония, в не забота о поиске пленки.
г. Одесса.
И. Шаргородский
*  *  *
В своем письме тов. И. Шаргородский поднимает важный вопрос.
Магнитофон — могучее техническое средство активной пропаганды. Этот умный аппарат дает возможность слушать в глухом таежном селе лекцию академика, записанную в Москве. Он может "рассказать" о приемах работы уральского сталевара металлургам Запорожья, передать опыт кубанских механизаторов хлеборобам целинных земель. Он — надежный помощник студенту и школьнику в учении. И, конечно, незаменим в эстетическом воспитании. Магнитофон — театр и музыка на дому.
К сожалению, этот разносторонний пропагандист чаше всего остается "немым".
Оказывается, вся беда в том, что наша промышленность выпускает очень мало ферромагнитной пленки. Ее производит единственный в стране Шосткинский химический завод. Он не может удовлетворить лаже минимальные потребности в ней. В текущем году, например, торговая сеть дала заявку на 500 миллионов метров пленки. Ей выделено только 230 миллионов.
Не налажено по-настоящему и производство звукозаписи для магнитофонов. Им занято лишь одно-единственное учреждение — Всесоюзный дом звукозаписи. Кстати, и для него это тоже не основное, а побочное занятие. В месяц он издает 3—4 концерта тиражом 10 — 12 тысяч экземпляров. Весь прошлогодний тираж составил, например, немногим более 115 тысяч экземпляров. В текущем году он увеличится лишь на 23 тысячи.
Из-за отсутствия ферромагнитной пленки Всесоюзное общество "Знание" и его отделения на местах не могут организовать выпуск в записи публичных лекций на политические, производственные и другие темы.
Надо более рационально использовать озвученную пленку. Путей для этого много. В городах, например, следует создать публичные фонотеки, где бы, как книги в библиотеках, трудящиеся могли брать пленку с записями, музыкальных и литературных произведений, лекций и т. д. Фонотеками могли бы с успехом пользоваться дворцы культуры, клубы, красные уголки. В создании таких фонотек на местах должны оказать помощь министерства культуры, комитеты по радиовещанию и телевидению, которые располагают большими фондами
звукозаписи. Вместе с тем плановым органам надо позаботиться об увеличении производства ферромагнитной пленки".
 ("Правда", 1964, № 150 (29, май), с. 2).

Комментариев нет: