воскресенье, 26 мая 2019 г.

"И, улучив момент, с гранатой, с криком..."


" ...«На землю, гады!» в комнату влететь
и запереть десятерых в подвале.
И, боль почувствовав в плече, ругнуться,
отстреливаясь и уже слабея,
взбираться на чердак. «Ага, еще
один готов! Врешь, сука, не возьмешь!
Черненки не сдаются!» И отбросить
наган ненужный, даже для себя
последнего патрона не оставив.
И, истекая кровью, отбиваться
(успев подумать: «Вот как пригодились
занятья самбо»). И, уже теряя
сознание, последнему врагу
сдавить кадык предсмертной хваткой..."


35 лет назад шли в ногу с событиями, происходящими в стране, не только советские пограничники:
"На дальней заставе
Б. Сопельник
… И вот на эту заставу пришел служить пограничник Константин Черненко: в пограничную охрану ОГПУ он пошел добровольцем осенью 1930 года. Время было горячее. Застава не выходила из боев. В схватках с бандитами молодой боец проявил недюжинную отвагу и мужество. Он метко стрелял из винтовки и ручного пулемета, без промаха бросал гранаты. Кроме того, он слыл хорошим кавалеристом и на охрану границы всегда ездил старшим пограннаряда.
Свободного времени было мало, очень мало, но, когда выдавались такие минуты, Черненко занимался самообразованием, много читал, выступал с докладами, проводил политбеседы с местным населением. В этом ему помогал опыт комсомольской работы, приобретенный еще до службы на границе.
Народу на заставе мало, каждый там на виду, и сразу ясно, кто чего стоит.
Сослуживцы быстро заметили и организаторские способности своего товарища, и его боевые качества, поэтому вскоре единогласно избрали секретарем партийной ячейки заставы. А в феврале 1932 года К. У. Черненко был делегатом партийной конференции погранотряда.
Шли годы… Товарищ Черненко никогда не забывал своего погранотряда и родной заставы. Он регулярно присылал письма, телеграммы, не забывал поздравить пограничников с Новым годом, Первомаем, годовщиной Октября. А в мае 1978 года, когда отряд был награжден орденом Красного Знамени, К. У. Черненко прислал теплую, сердечную телеграмму:
"Дорогие товарищи! Искренне поздравляю вас с праздником 60-летия пограничных войск и награждением отряда высокой наградой Родины – орденом Красного Знамени. Вам трудно представить, как эти события волнуют нас, пограничников 30-х годов. Спасибо вам, дорогие товарищи, за то, что вы воспитываете наших славных пограничников на добрых традициях отряда. Многие поколения пограничников внесли свой вклад в становление и укрепление отряда – и дело чести сохранить эти добрые традиции, этот опыт и приумножить их.
Мы хорошо знаем, товарищи, что вы находитесь на переднем крае, и помним это. Родина надеется и ждет от вас новых успехов. Мечтаю побывать у вас при первой же возможности. А сейчас желаю вам, всем вместе и каждому в отдельности, доброго здоровья, всяческих успехов и личного счастья".
Эта мечта сбылась. В августе 1979 года К. У. Черненко прибыл на торжества по случаю вручения отряду ордена Красного Знамени. На собрании, состоявшемся в районном Доме культуры, Константин Устинович Черненко говорил:
- Скажу откровенно, товарищи, мне очень приятно быть вместе с вами в этот праздник, выступать перед пограничниками. Для меня, бывшего пограничника, сегодняшнее событие волнующе вдвойне: именно в вашем пограничном отряде началась моя воинская служба, когда я добровольцем прибыл сюда в 1930 году.
Годы этой нелегкой, тревожной и волнующей службы навсегда запечатлелись в моей памяти, я всегда думаю о них с искренней теплотой и благодарностью. Именно здесь произошло одно из главных событий в моей жизни – я был принят в члены Коммунистической партии Советского Союза. Здесь коммунисты-пограничники избрали меня секретарем партийной организации. И с тех пор смыслом и содержанием всей моей жизни стала партийная работа. Вот почему мне так дорого это поручение – вручить вам награду Родины…
В том же выступлении К. У. Черненко нарисовал образ воина-пограничника.
"Товарищи, каким сохранился в моей памяти воин-пограничник? Прежде всего это идейно-убежденный боец за справедливое ленинское дело, это храбрый и смелый человек, умеющий ориентироваться в любой обстановке, в любых условиях человек, твердо определивший свои жизненные позиции, свои идеалы и готовый грудью встать на защиту нашего Отечества.
Эти и другие слагаемые образа пограничника я пронес через всю свою жизнь и убедился, что для этого необходима систематическая учеба, чтобы пограничник был верен воинской присяге, уставам и положениям, определяющим суть воинской службы. А для этого нужно учиться, учиться и еще раз учиться, глубоко и всесторонне изучать военное дело, совершенствовать свои политические знания, идти всегда в ногу с событиями, происходящими в нашей стране".
В том, что молодые пограничники обладают всеми этими чертами, я убедился, побывав на заставе "Хоргос". Начальник заставы старший лейтенант С. В. Белан – энергичный, подтянутый, худощавый, - а все пограничники выглядят как легкоатлеты-стайеры, потому что бегать им приходится немало, - в ответ на мой вопрос, часто ли приходится поднимать заставу "В ружье", ответил:
- К сожалению, гораздо чаще, чем это по силам человеку, не имеющему специальной подготовки. Нагрузки у пограничников большие. Но ребята у нас бодрые, спортивные, все отлично стреляют, при задержании каждый стоит троих, а то и больше. Многие имеют знаки "Отличник погранвойск", а заслужить их непросто.
Вот, например, был такой случай. Темной ночью пограничный наряд обнаружил следы диких животных. Сержант Ожгихин присмотрелся внимательно и различил среди них отпечаток ноги человека. Поставил на след собаку. она уверенно повела по оврагам, по руслу речки, пескам. Что только не делал нарушитель, чтобы уйти, но пограничники его задержали.
А потом несколько дней я жил жизнью заставы. Я видел, как пограничники вскакивают по тревоге, упражняются в стрельбе по мишеням, мотаются на машине по степи, карабкаются по барханам... В свободное время читал книги из библиотеки, подаренной заставе К. У. Черненко, рассматривал фотографии в альбоме, на первой странице которого рукой товарища К. У. Черненко написано: "На добрую память о погранзаставе. С приветом. К. Черненко. 16 августа 1979 года". А когда спадала жара, вместе с ребятишками – детьми офицеров, поливал ореховое деревце, посаженное К. У. Черненко..."
 ("Огонек", 1984, № 22 (26, май), с. 6-8).

Комментариев нет: