суббота, 18 июня 2022 г.

"Подари мне на прощанье взгляд твоих чудесных глаз!.."

"... Предстоит нам расставанье –
Мы на запад уходим сейчас!"


70 лет назад советские люди готовились выстроиться в очереди на новый венгерский художественный фильм "Западная зона":
"Кино
"Западная зона"
Новый венгерский художественный фильм
"Каждый день митинги!" — недовольно ворчит седовласый профессор института геофизики Акош. Он идет стремительной, почти юношеской походкой, его  суровое, умное лицо озабочено. Ему, крупному, талантливому ученому, перед которым народная власть открыла широкие возможности и перспективы для созидательного мирного труда, все еще кажется, что наука не должна вмешиваться в политику.
Сейчас жизнь, требует от всех деятелей науки и искусства прямого ответа на вопрос, великолепно сформулированный Горьким: "С кем вы, "мастера культуры"?". И уйти от ответа на этот вопрос никому не удастся. Не удается это и профессору Акошу. Его мирное изобретение — аппарат для определения местонахождений каменного угля становится предметом внимания американской военщины. Новых претендентов на мировое господство не устраивает то, что изобретение профессора Акоша укрепляет мирное хозяйство страны народной  демократии, они стремятся овладеть им для того, чтобы использовать его в военных целях— для поисков новых залежей урана.
И профессор Акош, прибывший в Берлин на научный конгресс, становится жертвой чудовищной провокации. Пользуясь иллюзиями ученого о "мирном" характере американской науки, Акоша завозят в западную зону для встречи с его старым другом профессорам Мекленом. Вскоре венгерский профессор  обнаруживает, что его американский "коллега" давно променял интересы науки на чековую книжку и превратил свою лабораторию в шпионский центр. Возмущенный ученый собирается покинуть западную зону, но тут выступает на сцену некий мистер Томсон, доселе скрывавшийся в тени, подлинный руководитель шпионского центра.
Разоблачительная сила фильма достигает высшего своего развития, когда перед зрителями предстает вся омерзительная система шантажа, клеветы и провокации, разработанная в недрах нового гестапо — американского ФБР, применяемая для усмирения "непокорных". Здесь и фотографии, снятые тайком, из-под куста, публикуемые с фальшивыми текстами, и подслушанные и записанные на патефонную пластинку частные разговоры, и подкуп, и, наконец, открытые угрозы и насилие. Профессора Акоша не только не собираются выпустить из западной зоны, не только хотят опорочить подложными заявлениями, сделанными якобы от его имени, но и готовятся насильно отправить в Америку.
На помощь ученому пытается притти его ассистент, молодой рабочий-выдвиженец Кадаш, но американская полиция схватывает его и заключает в концентрационный лагерь. Эти кадры фильма приобретают в наши дни характер глубокого обобщения. Недавно во время фестиваля польских фильмов советский зритель вновь увидел замечательный фильм "Последний этап", правдиво рисующий ужасы гитлеровских застенков. В эти жо дни весь мир облетела весть о кровавых расправах американских интервентов над корейскими и китайскими патриотами в лагерях на острове Кочжедо. Сопоставляя все эти факты, мы еще раз убеждаемся, по чьим стонам идут поджигатели новой войны. Уроки истории, очевидно, не пошли им впрок...
В фильме наряду с ярким показом злодеяний фашиствующей полиции западной зоны убедительно рассказано о том, что простые люди Америки отнюдь не  разделяют агрессивных замыслов ее нынешних правителей. Американский солдат, бывший сварщик по профессии, легко понимает бывшего токаря Кадаша и переправляет его записку из лагеря профессору. Соединившись, учитель и ученик решительно сопротивляются гангстерам от науки и замышляют побег.
Им оказывает дружескую поддержку ассистент американского профессора Лотта, честная немка, убедившаяся в том, что кровавая политика заокеанских агрессоров несет страшные страдания немецкому народу. Представители этого народа помогают венгерским патриотам из катакомб западной зоны выйти на свет и простор Восточного Берлина, украшенного лесами новостроек. И профессор  Акош, так скептически относившийся в начале фильма к митингам, теперь чувствует потребность сказать с трибуны:
"Я увидел и убедился в том, что американские генералы с помощью тех ученых, которые науку предали, снова хотят опустошить весь мир и уничтожить все, что мы создавали трудом и знаниями. Вот что я понял в Западном Берлине. Но я,  товарищи, и другое понял. Мир нужен нам. Тот ученый достоин называться ученым, который отдает все свои знания для мирного, созидательного труда народа. Мир нужен человечеству, и он, конечно, будет сохранен!.. Но нужно ого отстоять!".
Такими пламенными, поистине выстраданными словами заканчивается этот волнующий и поучительный фильм. Но если бы его содержание ограничивалось лишь уже знакомой нам историей перерождения главного героя, то он не достиг бы той впечатляемости, которой, несомненно, обладает. Возросшее мастерство венгерских кинематографистов сказалось прежде всего в том, что, умело пользуясь всеми средствами кино, режиссер и соавтор сценария З. Варкони в содружестве с драматургом П. Бачо, оператором И. Эйбен и композитором Я. Керекеш воссоздали широкую картину столкновения двух миров, двух систем, которые могли бы мирно сосуществовать, если бы этому не препятствовали агрессивные замыслы американо-английских империалистов.
Весьма отрадно наблюдать, как мастера венгерского киноискусства овладевают  методом социалистического реализма. Превосходна игра Артура Шамлаи, исполнителя роли профессора Акоша. Тонкими, скупыми, но очень убедительными штрихами Шамлаи раскрывает образ Акоша в движении, становлении, развитии; его роль наполнена глубоким внутренним содержанием и насыщена деталями, свидетельствующими о большой жизненной  наблюдательности актера-художника. Артист Адам Сиртеш в роли рабочего—ассистента Кадаша своим обаянием и искренностью восполняет несколько схематический сценарный рисунок персонажа. Фигуры врагов Томсона и Меклена в исполнении артистов Иштвана Шомло и Тивадара Ураи не окарикатурены, и это придает им черты достоверности  и убедительности. В трудной роли второго ассистента, предателя Эрвеша артисту Дьюла Бенкэ удается разоблачить жалкую фигуру иностранного наймита.
Благодаря политической актуальности темы и творчески зрелому ее раскрытию средствами реалистического киноискусства новый фильм молодой кинематографии Венгерской народной республики с большим интересом смотрится советскими зрителями.
Сергей Юткевич,
заслуженный деятель искусств,
лауреат Сталинской премии".
("Известия", 1952, № 144 (19 июня), с. 3).

Комментариев нет: