четверг, 9 июня 2022 г.

"Прославлен день тот самым громким словом..."

"... когда, разбив тюремные оковы,
к нам сыновья Прибалтики пришли.
Мы рядом шли на празднестве осеннем,
и я увидел в этом единенье
прообраз единения земли".


65 лет назад всё лучше и лучше шли дела у творческого люда  советской Прибалтики:
У литераторов Прибалтики
1. Свежий голос
Имя молодого поэта Юстинаса Марцинкявичюса стало известно в литовской поэзии недавно. Первый сборник его стихов "Прошу слова" был издан в 1955 году и сразу же нашел своего читателя. В прошлом году поэт принял участие в работах Всесоюзного совещания молодых писателей в Москве, где его произведения тоже получили положительную оценку. Затем в печати появился цикл его стихов "Святой хлеб", в котором воспеваются дела тружеников социалистического земледелия. И вот читатели получили поэму Ю. Марцинкявичюса "Двадцатая весна".
Наряду с лирическими сборниками поэтов старшего поколения В. Миколайтиса-Путинаса и Э. Межелайтиса новое произведение молодого автора представляет одно из значительных явлений литовской поэзии последних лет.
Описанные в поэме события охватывают 1948— 1952 годы. Автор пытается художественно осмыслить материал, который он, недавний студент, хорошо знает,— жизнь нашего студенчества. Современная тематика все еще не получает должного отражения в литовской литературе, и произведение молодого литератора является, так сказать, первой бороздой на этой "целине".
В центре поэмы —Симас Кайрис, сын малоземельного крестьянина. Он приезжает в город, чтобы продолжить учебу в университете. Юноша привез с собой  ошибочное убеждение, которое ему прививал отец, напуганный гитлеровскими оккупантами и буржуазно-националистическим охвостьем,— искать в жизни мирной "середины".
Руководствуясь этой "теорией", Симас чуждается бурлящей жизни советского студенчества и попадает в лагерь хитро замаскировавшегося врага. Он возвращается в колхоз с гнусным поручением националистов.
Многое приходится Симасу выстрадать, многое пережить, пока, наконец, он начал понимать антинародную сущность своих "друзей" и сознавать гибельность теории "середины". Общественные организации университета, студенческая среда помогают Кайрису найти правильный путь.
Убедительно изображена в поэме и гнусная деятельность лагеря националистов. Автор показывает, что за лирическими рассуждениями об идиллии хуторской жизни  скрываются настроения врагов. Поэма призывает к бдительности.
В новом своем произведении Ю. Марцинкявичюс как художник сделал значительный шаг вперед. Читателя привлекают легкость и четкость его стиха, ясный, богатый язык. В поэме умело используются то публицистическая интонация, то лирические отступления, то философские рассуждения. Легкий юмор перемежается с иронией и сатирой. Запоминаются прекрасные литовские пейзажи. Поэт творчески осмысливает и органически вплетает в поэтическую ткань элементы фольклора. Все это придает произведению яркий национальный колорит.
Молодому поэту в его первом крупном произведении не всегда удается преодолеть творческие трудности. Поэма несколько перегружена описаниями студенческого быта. Более яркими могли быть и второстепенные персонажи.
Вероятно, поэт продолжит работу над поэмой. Ее революционный пафос, любовь к советскому человеку, ненависть к злейшим врагам литовского народа —буржуазным националистам, наконец, несомненные художественные достоинства позволяют автору сделать свое произведение еще более ценным.
Надо полагать, что это талантливое произведение молодого поэта Советской Литвы будет переведено на русский язык. Тогда намного расширится круг его читателей.
Казис Амбрасас.
г. Вильнюс.
                                                                       *  *
2. Новый роман И. Леманиса
Новый роман латышского писателя Индрикиса Леманиса "На рассвете" во многом интересен и поучителен для читателей наших дней. Он воскрешает в художественных образах революционные традиции трудящихся Латвии. Ярко и правдиво показывает писатель, как разбросанное по кулацким усадьбам латышское батрачество становилось революционной силой, как оно в мрачные годы фашистской диктатуры искало и находило путь к коллективу борцов-коммунистов.
И. Леманис несколько лет провел в тюрьмах буржуазной Латвии. В литературу он вошел в 1928 году, публикуя рассказы в коммунистической печати, и вскоре приобрел популярность революционного писателя. Борьба латышского народа за свое освобождение стала главной темой его творчества.
Роман начинается описанием приезда в усадьбу Грундулиса нового батрака Петериса Акота. Уже в первый день между ним и хозяином возникают разногласия. Грундулисы, следуя указаниям фашистского главаря Ульманиса, стараются привить молодому батраку дух классового примиренчества и покорности.
Батрак Акот на опыте убеждается, что есть две правды —правда работников и "правда" хозяев и что последняя на самом деле— несправедливость, зло. Но он  еще не знает, как трудовой человек должен бороться за свою правду.
Однако сама жизнь толкает героя романа на путь революционной борьбы. Мы видим, как батраки Грундулиса —Акот, Анна и Мартин создают спаянный общими интересами нелегальный кружок "Лиесма". Помогает им в этом деле партийный работник Вердиньш.
Писатель показывает, какие новые моральные качества обретают батраки, приобщаясь к революционной борьбе. Акот и его товарищи по-прежнему трудятся от зари до зари, но это уже не рабски покорные люди. Нет, они связаны чувством товарищеской классовой солидарности.
Это чувство особенно хорошо передано в сцене молотьбы. Работая у молотилки, Анна взглядывает на Петериса Акота и замечает на его запыленном лице дружескую улыбку. Теперь она твердо знает: это верный ее товарищ. Вместе с ним она будет расклеивать ночью воззвания партии. Отныне батраки Грундулиса уверены, что победа будет за ними. И когда летом 1940 года свергается ненавистная народу власть буржуазии, они расправляют плечи, гордые тем, что участвовали в общей борьбе.
Писателя можно упрекнуть лишь в том, что, стремясь сконцентрировать в небольшом романе сложный жизненный материал, он иногда сбивается на "очерковость": некоторые персонажи очерчены им бегло, без глубокого проникновения в духовный мир людей. Но главную задачу И. Леманис выполнил: его роман дает правдивую картину жизни латышской деревни накануне  освобождения Латвии в 1940 году.
К. Краулиньш.
г. Рига
".
("Известия", 1957, № 136 (9 июня), с. 4).

Комментариев нет: