суббота, 4 июня 2022 г.

"Легко и вольно дышится в краю, где мы живем…"

"… И если где-то песня слышится,
Так это значит - мы поем".
 

75 лет назад всё ещё не были изжиты в советской музыке вредные влияния модернистов:
"О бытовой музыке
Успехи советской музыки в симфоническом жанре несомненны. Достаточно вспомнить выдающиеся произведения Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А.  Хачатуряна, Б. Мясковского, Г. Попова и других. Немало создано и ярких произведений камерной музыки. В годы Великой Отечественной войны советские композиторы и поэты написали много хороших патриотических песен, завоевавших любовь народа.
Сейчас советский народ решает задачи мирного строительства. "Новые времена — новые песни", — говорит русская пословица. Какие же новые песни создали советские композиторы за послевоенные годы? Что нового появилось в области популярной симфонической музыки? Как изменилась наша музыкальная, концертная жизнь? Учли ли наши композиторы и музыкальные организации запросы народа, строящего мирную трудовую жизнь?
Заглянем в концертные залы. Тщетно мы будем искать в программах концертов произведения популярной музыки. Сплошь и рядом забывается исконно русская, замечательная просветительная традиция общедоступных концертов, не используется и положительный довоенный опыт выступлений оркестров в клубах и районных залах столицы. В союзных республиках и крупнейших индустриальных центрах концертные программы для широкой народной аудитории, абонементные, воскресные общедоступные концерты также стали редкостью.
Большое место в русской музыке всегда занимали романсы. Народ любил и ценил их. Романсы Глинки, Даргомыжского, Чайковского, понятные, разнообразные по содержанию, по настроению, воспитывали музыкальный вкус в массах. По непонятный причинам романс, особенно на современную тему, перестал интересовать наших композиторов. Из романсов советских композиторов известны лишь некоторые произведения Ю. Шапорина и Т. Хренникова.
В большинстве современных романсов нет той ясности и простоты образов,  которыми отличался классический русский романс. Очевидно, до сих пор еще не изжиты вредные влияния модернистов, которые отдалили эту музыкальную  форму от народа, оторвали ее от песенной базы, сделали ее выражением мира изощренных, эстетских переживаний.
Крайне плохо обстоит дело с хоровой песней, которую издавна любит русский народ. Песню на два-три голоса можно услышать и в заводском цехе, и при возвращении девчат с колхозного поля, и на солдатском привале... Хоровая песня сплачивает, об’единяет людей. Не случайно в художественной самодеятельности именно хорам принадлежит первое место. Но как беден их репертуар! Из  произведений современных композиторов они вынуждены пользоваться только массовой песней. Песен для хоров без сопровождения почти нет.
После победоносного, завершения Великой Отечественной войны советский народ принялся за восстановление родной страны. Переживания, естественные в дни войны, сменил круг других, новых чувств. Перед композиторами встала задача отразить эти новые чувства советского человека. Но пока композиторы мало что сделали в этой области. У нас нет новых героических, патриотических песен, песен о радости созидательного труда, а новые лирические песни, за исключением песен Захарова, Соловьева-Седого, Новикова, Дунаевского, малосодержательны.
Пошлые песенки композиторов-ремесленников, сочетающих банальные мелодии западных шантанов и кабаре с образами советской действительности, всякие "Парни-пареньки", "Саши" и "Андрюши", к сожалению, все еще исполняются на эстрадах. В песне о шаландах Н. Богословского и в многочисленных подражаниях ей происходит воскрешение старых, затрепанных и отживших интонаций "блатной" песни.
Организации, обладающие большими возможностями в пропаганде массовой песни, часто проявляют удивительное равнодушие и безвкусицу. Это, например, относится к киноорганиациям. В свое время песни в кинофильмах играли значительную воспитательно-художественную роль: многие из них (например, песни Д. Шостаковича, И. Дунаевского) приобрели широкую популярность. Теперь же песни в фильмах почти всегда — лишь лирический пустячок, использующийся для бытового "аромата". И Союз советских писателей до сих пор не попытался подвести итоги песенного искусства военных лет, обсудить проблемы современного песенного творчества.
Ни Радиокомитет, ни Музыкальное издательство не заказывают песен, довольствуясь только тем, что композиторы предлагают сами.
Недопустимо мало внимания уделяется музыке для народных инструментов: баянист, аккордеонист — весьма заметная фигура в наших парках, садах, домах отдыха. Что же играют баянисты? После войны вышли "Легкие пьесы для баяна", составленные композитором М. Черемухиным, и самоучитель для игры на баяне и аккордеоне. Тиражи этих изданий столь малы, что делают их недоступными не только для одиночек, но даже для коллективов, кружков.
До сих пор не издано ни одного произведения для джаз-оркестра. Немудрено, что в большинство случаев именно здесь расцветает халтура, пошлость. Танцевальная музыка также способствует воспитанию вкусов у нашей молодежи.
Игнорирование всех этих творческих и организационных вопросов бытовой  музыки безусловно является одной из причин распространения в некоторой части нашей молодежи пошлейших песенок Лещенко и другой подобной "макулатуры": не имея настоящего, пользуются суррогатом.
Наши композиторы наряду с крупными формами должны создавать и произведения бытовой музыки — как песенной, так и инструментальной. Право, не будет большого греха, если композиторы, пишущие симфонии и концерты, напишут и хорошую музыку для танцев.
Концертные и издательские организации должны явиться пропагандистами всего лучшего, что имеется среди произведений всех жанров бытовой музыки — от массовой песни до популярной симфонической. Нужно помнить, что все это воспитывает в широких массах слушателей хороший вкус, прививает любовь к серьезной симфонической музыке. Наша задача не только сохранить все то, чего уже достигла советская музыкальная культура, но и всемерно развивать ее.
Б. Ярустовский".
("Известия", 1947, № 130 (5 июня), с. 3).

Комментариев нет: