среда, 9 декабря 2020 г.

"Если Родину ты любишь, мало клясться ей в любви..."


"...Перед ней в большом и малом
С чистой совестью живи". 


35 лет назад на сцене Московского драматического театра имени Станиславского одесский двор предъявлял суровый счет братьям Марголиным:
"Первое впечатление
Выбор
С недоброй вестью приехали из Москвы в родительский дом сыновья Розы, Боря и Леня. Братья шепчутся, маются, а мать (роль эту исполняет Р. Быкова) излучает радость жизни, с какой-то беспечностью и, как кажется поначалу, непроницательностью словно бы отторгает от себя тихо вползшую, прокравшуюся в дом тревогу.
Скоро вы понимаете, не можете не понять: за кажущейся беспечностью Розы—попытка скрыть подступающее отчаяние. Она уже почувствовала, материнским сердцем почувствовала: сыновья решили уехать, оставить дом, родину, но почти инстинктивно сопротивляется этому чувству, старается продлить минуты неведения и оттянуть решающее объяснение: а вдруг все это — тяжелый сон, и пробуждение наступит до того, как непоправимые слова будут сказанье..
Московский драматический театр имени Станиславского в постановке А . Товстоногова (режиссер А. Рафиков) показывает пьесу А. Ставицкого "Улица Шолом-Алейхема, 40".
...Братья Марголины очень разные. Младший, Леонид (В. Коренев) — энергичен, решителен, нетерпим. Старший, Борис (Л. Сатановский) — мягкий, чуть вяловатый, сомневающийся, отдающий право решать тому, кто сильнее, напористей. Оба как будто определены, устроены. Можно догадываться относительно побуждений, мотивов, склонивших их к отъезду, относительно душевных сложностей Жени, дочери Бориса (Е. Клищевская). И что ж , человек имеет право выбора. Но и ответственность за свой выбор нести ему, человеку.
Театр вглядывается в людей, решительно отказываясь от однокрасочности, одномерности. Даже в Барабанове (А. Горбатов), служившем старостой в годы фашистской оккупации, создатели спектакля видят человека. Пусть конченого, растоптавшего себя, погубившего. Но истинно крупная, захватывающая человеческая драма — это драма Розы, понявшей, что она не может оставить своих сыновей, сколько бы они ни принесли ей несчастий и горя, что она уедет вместе с ними. Героиня Быковой, еще в начале спектакля исполненная обаятельной жизненной силы, угасает на наших глазах. Она не откажется от решения, продиктованного высоким материнским чувством, но и покинуть свой город, свой двор, соседей, с которыми и столько горького, и столько доброго было прожито,— за пределами ее душевых возможностей. А выход есть? Нет выхода, сыновья его не оставили... Они сумели не посчитаться с матерью на решающем жизненном рубеже, а она не посчитаться с ними — нет, не сумела. И отец (Л. Борисов) не сумел, хотя в отличие от образованных сыновей был, казалось, и ограничен, и узок, и, усвоивши еще с гражданской, что есть "белые" и есть "красные", так и не научился разбираться в нюансах и сложностях. Сыновей отец не простил, без Розы своей жизни не мыслил, и в день, на который был назначен общий отъезд, покончил с собой. И Женю этот отъезд, давно предрешенный, настиг тогда, когда она поняла, что любит и любима благородным, надежным парнем, который не отступится от нее, как бы там ни было. Длинной и тяжкой оказалась цепочка человеческих драм, порожденных выбором братьев Марголиных...
И двор, старый одесский двор, который всегда прав, предъявил им за это свой жесткий, суровый счет. Без шума, без громких обличений, но так, что непрощающие глаза соседей долго будут сниться по ночам и Боре, и Лене. И еще склонили соседи головы перед старой мамой Розой, сумевшей и в безысходности своей сберечь душу, достоинство и порядочность.
Родина — "это то место, где человек родился и вырос". Так говорит мама Роза. И Родины ничто не заменит. Об этом напоминает пронзительный спектакль Театра имени Станиславского. Режиссерские и актерские усилия соединились, сошлись, дав весомый художественный, человеческий результат.
К. Щербаков".
("Известия", 1985, № 344 (9 декабря, московский вечерний выпуск), с. 6).

Комментариев нет: