понедельник, 28 декабря 2020 г.

"Бывает так, когда идёшь в порог…"


"…Блестит весло, как плоскость самолёта,
Мы каски снимем лишь за поворотом
За тех, кто раньше здесь пройти не смог.
      Катамаран, катамаран...
      Нам в жизни даром ничего не достаётся,
      За тех, кому дойти не удаётся,
      Плесните нам из фляги, капитан".


30 лет назад советский суд брал на себя разъяснение необходимости чуткого отношения к израильским правовым нормам будущему новосёлу Маргулису:
"Уловка контрабандиста не удалась.
Таможня оказалась хитрее
"Попался с поличным, покушаясь на совершение контрабанды". Место действия— железнодорожная станция Скачки, которая находится а городской черте Пятигорска. Событие зафиксировано работником функционирующей здесь таможни. Главный герой возникшей ситуации — житель Владикавказа Ефим Владимирович Маргулис. Он решил переехать на постоянное жительство в Израиль. Не один, а с женой, детьми — всей семьей. Июньским днем нынешнего года Е. Маргулис отправил за границу со станции Скачки первую партию багажа. Таможенный досмотр прошел преадельно просто. Должностное лицо, выполнявшее эту функцию, не сделало ни одного замечания, предоставив Ефиму Владимировичу возможность лично уложить вещи так, как он находил нужным.
Недостаточная бдительность? Почему бы ею не воспользоваться? Вот над чем задумался этот человек. Спустя некоторое время он опять появился на станции Скачки. Предстояло оформить транспортировку по прежнему адресу второй партии багажа. Все повторилось, как и в первый раз. Таможенник, осмотрев то, что требовалось, сказал Ефиму Владимировичу: "Можете приступать к размещению вещей для отправки в Израиль". Наступил тот миг, когда Е. Маргулис мог реализовать свой замысел. Являясь хозяином положения, он присовокупил к упакованным стульям два свертка, которых не видел контролер.
Операция заняла считанные секунды и осталась незамеченной. Так во всяком случае считал тот, кто затеял ее.
Через два дня пришел черед отправки за рубеж третьей партии багажа. Теперь его владелец шел уже по проторенному пути. С удовлетворением отметил, что ящик с деталями катамарана нисколько не заинтересовал таможенника. Готовя его в дальнюю дорогу, Е. Маргулис пополнил содержимое еще одним таинственным свертком. Точно так же он поступил с женской сумочкой, получив ее после таможенного осмотра: пользуясь ловкостью рук, молниеносно опустил внутрь кошелек, а что в нем, знал только сам. Казалось бы, дело свершилось, с формальностями все закончено. Вторую и третью партии багажа можно было отправлять по назначению. Но таможенники не спешили. Посовещавшись, решили провести вторичный осмотр вещей Ефима Владимировича. И вот тут-то возник конфуз. На юридическом языке он квалифицировался как... "попытка незаконного перемещения через Государственную границу СССР ценностей в крупных размерах". Оказалось, что свертки, с которыми манипулировал Е. Маргулис, содержали 159 монет из золота самой высокой пробы. Он сказал, что получил их в наследство от отца, о чем не знала даже жена. Мол, пытался сохранять тайну и в дальнейшем. Но аргумент прозвучал неубедительно, был признан как пустая отговорка. А что вмещал кошелек? Из него извлекли несколько золотых колец, другие изделия из драгоценного металла, жемчужные бусы. Товароведческая экспертиза оценила стоимость нелегального приложения к багажу Е. Маргулиса, скрытого от досмотра, на сумму свыше 82 тысяч рублей, руководствуясь действовавшими в то время ценами.
Было возбуждено уголовное дело. Проведены следственные мероприятия. Собранные в ходе их материалы рассмотрел Пятигорский городской народный суд. Выступая на процессе, который шел в открытом заседании, Е. Маргулис признал свою вину полностью. Оправдываясь, счел нужным отметить, в частности:
—Толкнуло меня на преступление то, что законами СССР разрешен мизерный вывоз за границу ценностей лицами, решившими эмигрировать. Легальным путем взять с собой нажитое не представлялось возможным...
Такова субъективная точка зрения. Разумеется, Е. Маргулис имеет на нее полное право. Но это ровным счетом ничего не меняет. С законами страны, где живешь, надо считаться. Вот аксиома, имеющая международный характер. Действует она и на территории Израиля. Новоселу там никто не позволит относиться к правовым нормам так, как заблагорассудится. Уяснить простейшие истины лучше дома. Чем крепче они запомнятся, тем меньше неприятностей будет в дальнейшем.
В Орджоникидзе, нынешнем Владикавказе, Маргулис заведовал кафедрой общей, физической и аналитической химии Северо-Кавказского горно-металлургического института. Свой творческий потенциал реализовал сполна. В центральных журналах страны за подписью Е. Маргулиса опубликовано около 180 научных статей. Он автор двух книг, учебника. На счету Е. Маргулиса 19 изобретений.
Народный суд учел мнение руководителей Северо-Кавказского горно-металлургического института о Ефиме Владимировиче. Принял во внимание его шестидесятилетний возраст, давнее сердечно-сосудистое заболевание, другие недуги, которые скопились у человека в преклонном возрасте. Учел суд и то, что Е. Маргулис раскаялся в содеянном. А потому в вердикте предусмотрел минимальную санкцию, которая положена при покушении на совершение контрабанды: 1000 рублей штрафа в доход государства, конфисковано все изъятое у него золото.
В. Панкратов.
(Корр. "Правды")
г. Пятигорск".
("Правда", 1990, № 362 (28 декабря), с. 6).

Комментариев нет: