"… Чтоб зацвели на
севере сады
И чтоб моря, как в сказке, возникали
В сухих степях, зачахших без воды».
И чтоб моря, как в сказке, возникали
В сухих степях, зачахших без воды».
"Кино
Новая комедия "Новоселье", выпущенная в этом году Ташкентской киностудией, поднимает большую тему освоения тех трудных земель, от которых "отвернулся даже аллах".
Сценаристам Б. Ласкину и Н. Рожкову удалось найти своеобразную лирико-комедийную форму для передачи средствами кино известной пьесы узбекского драматурга А. Каххара "Шелковая сюзане". Вместе с постановщиком фильма Амо Бек-Назаровым, режиссером Ю. Щербаковым и главным оператором К. Бровиным коллектив артистов ташкентской киностудии создал легкое по восприятию и глубокое по содержанию жизнеутверждающее произведение. Использование пустующих земель в районе Голодной степи было давнишней мечтой узбекских хлопководов. Но в прошлые времена осуществить ее было нелегко.
Советское государство дало в руки узбекских хлопководов совершенные и сильные машины, с помощью которых они могут изменять географию страны. Наступление на Голодную степь началось.
Наиболее ярки сцены спасения хлопковых полей от затопления. Какой несокрушимой энергией веет от всех участников этого важного дела! Какая самоотверженность и любовь движут сердцами людей, преграждающих путь разбушевавшейся стихии. Молодой задор и страстная целеустремленность помогают им превратить Голодную степь в "степь сытую".
Сюжет фильма прост. Молодые, любящие друг друга Дехканбай и Хафиза после комсомольского собрания решили поехать из благодатной Ферганы на освоение новых земель. Им приходится преодолеть семейные общественные неурядицы. Но верные своему слову, они не отступают перед трудностями и участвуют в обработке отвоеванных у пустыни земель. Артистам А. Ходжаеву и Н. Атауллаевой удается с большой теплотой передать их чувство настоящей любви и благородный порыв — отдать свои силы общественному делу.
Страстным энтузиастом-тружеником выведен фильме дядя Хафизы — Малон. Заслуженный артист Узбекской ССР Ш. Бурханов создает правдивый образ колхозного бригадира, посвятившего всю свою жизнь делу разведения хлопка в Голодной степи.
Но Хафиза и Дехканбай, представители нового поколения, считают, что успехи Мавлона — не предел. Они предлагают новые пути для получения более высоких урожаев хлопчатника. Это обижает старого бригадира. Ш. Бурханов очень тонко и умело передает все оттенки переживания своего героя: и ущемленное самолюбие, и желания не отстать от молодых, и недовольство собой. Он играет непринужденно и естественно.
К сожалению, этого нельзя сказать об артистках Л. Сарымсаковой (мать Хафизы) и З. Хидоятовой (мать Дехканбая). В исполнении много нарочитой театральности, хотя образы пожилых женщин, по-разному заботящихся о судьбах своих детей, они воспроизводят в основном верно.
В лирико-музыкальном плане развертываются в фильме отношения узбекской девушки Салтанат (арт. И. Алиева) и русского строителя Мазаева (арт. Н. Хлибко). И вообще участие Мазаева в освоении пустынных земель и строительстве новых поселков как бы символизирует крепкую дружбу между русским и узбекским народами, рука об руку идущими к общей цели.
Постановщику не всегда удается создать вполне жизненные положения и конфликты. Явно надумано, например, начало фильма, имеющее целью познакомить зрителя с ведущими актерами, но органически не вплетенное в сюжет фильма.
Слишком скупо показаны пейзажи узбекской природы. Некоторые из них буквально на единый миг возникают перед зрителем, которых хотел бы все-таки увидеть, что представляет собой цветущая Фергана или Голодная степь, о которых все время идет речь.
Отдельные недостатки не нарушают общего жизнеутверждающего веселого тона комедии.
П. Кокорин".
Комментариев нет:
Отправить комментарий