среда, 13 февраля 2019 г.

"Стоит рабочий у станка, у доменной печи…"

"…Стоит столяр у верстака - 
Работай и молчи!"


70 лет назад в СССР очень любили художественную литературу и понимали ее громадное воспитательное значение наиболее шустрые из старых путиловских рабочих:
"Живые трупы
Письмо читателя
Я прочитал в газетах "Правда", "Культура и жизнь" и "Литературная газета" статьи, разоблачающие антипатриотическую группу театральных критиков, и не могу удержаться, чтобы не высказать свой протест и возмущение рядового советского читателя против этих "живых трупов" в литературе, пытавшихся всячески принизить и затормозить развитие нашего искусства.
Особенно возмутили меня нападки Юзовского на пьесы А. М. Горького и, в частности, заявления этого "критика" о том, что Нил – главный герой пьесы "Мещане" – якобы "несовершенная фигура", это образ, дескать, "испорчен публицистикою".
Мне скоро исполнится 69 лет, я старый путиловский рабочий; в годы, когда появились "Мещане", я работал на Николаевском судостроительном заводе. И позвольте, критик Юзовский, мне, старому кадровому рабочему, "сметь свое суждение иметь" об этом первом в литературе образе русского передового рабочего.
Небольшие горьковские рассказы я читал и раньше в издании "Знание", но с "Мещанами" я впервые познакомился накануне всеобщей стачки на юге. Книгу дал мне товарищ с завода. Придя с работы, я заперся у себя в комнате, прочел пьесу, не отрываясь, и пришел в неописуемый восторг. Нил стал моим любимым героем! И не только моим, но и всех сознательных рабочих того времени!
"Мещане" Горького открыли мне глаза на происходившее вокруг меня. Я принял активное участие во всеобщей стачке, стал изучать работы В. И. Ленина и в 1904 году вступил в партию большевиков.
Я очень люблю художественную литературу и хорошо понимаю ее громадное воспитательное значение, особенно значение нашей родной, советской литературы. Стараюсь не пропустить ничего, что появляется талантливого у нас в печати (недавно я с громадным удовольствием прочитал превосходную книгу С. Бабаевского "Кавалер Золотой Звезды", и могу без таких горе-теоретиков, как Юзовский, Гурвич и другие, разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо". Мне, как и всему советскому народу, дорога наша социалистическая культура, и я от всей души благодарен нашей большевистской партийной критике, разоблачившей вредную антипатриотическую группу космополитов и защитившей наше искусство, самое передовое искусство в мире!
С. Марков".
("Литературная газета", 1949, № 13 (12, февраль), с. 1).

Комментариев нет: