понедельник, 29 июля 2019 г.

"Я не знаю, как у вас, а у нас в Баварии..."


"...Напечатали талоны
И не отоварили".


35 лет назад советский зритель штурмовал спектакли по новой пьесе Генриха Боровика:
"Премьера
"Агент 00". Кто следующий?
"Мы вводим их в наше время. Объясняем: вот, говорим, вам Запад, вот – Восток. Вот свободный мир, вот – несвободный. Описываем кратенько в общих чертах… Все человечество следит: какой путь выберут эти девственные младенцы… Младенцы, конечно, выбирают – кого? Нас!.. Только мы - моральные лидеры мира! Мы ставим точку над идеологическими спорами. Закрываем тему!"
…Такова примерно интрига, движущая сюжет пьесы "Агент 00" – нового спектакля Московского академического театра имени Вл. Маяковского, поставленного Андреем Гончаровым по новой пьесе Генриха Боровика. Тема раскрывается в острогротесковой форме (жанр спектакля обозначен как шоу-буфф).
Пародируется самый механизм очередной пропагандистской кампании "самого передового в мире" государства, якобы пекущегося неусыпно о правах человека в любой точке земного шара, особенно там, где под угрозой находятся его интересы. И неважно, что в данном случае речь идет о неизвестном племени, которое некий Коммивояжер (В. Ильин) одной из западных фирм, производящей бытовую сантехнику, обнаружил в зарослях кратера потухшего вулкана после своего чудесного спасения во время авиакатастрофы.
Главное заключается в том, чтобы не допустить проникновения коммунистической заразы! И "ЧУМА" (Чрезвычайное управление музыкальных ансамблей), она же и "ОСПА" (отдел специальных политических акций), начинает действовать в роли моральных лидеров мира, как утверждает Мадам – руководитель тайной организации, в задачу которой входит проведение в жизнь чумовых идей одурачивания, околпачивания, промывания мозгов.
Итак, Мадам… Эту роль с блеском играет Наталья Гундарева, известная зрителям как интересный, самобытный мастер, создательница запоминающихся, сложных характеров. Здесь актриса достигает поразительного эффекта. В созданном ею образе воплотилась сама идея нового спектакля, его форма и содержание, эстетические принципы, заложенные в пьесе Боровика и постановочном решении Гончарова – яркой, шумной оболочке политического шоу-буффа, за которой открывается конкретно-историческая ситуация сегодняшнего времени.
Умело устанавливая контакт со зрительным залом, найдя верный тон, Гундарева говорит о своей героине больше, чем она есть как персонаж пьесы, добиваясь этого прежде всего постоянным ощущением своего личного отношения к ее поступкам, ее "философии".
Мадам работает уверенно, ловко, профессионально. Маленький человек, агент 00, уже практически превратился в послушное орудие "ЧУМЫ", но операция проваливается. Вместо "неизвестного" племени они встретились с людьми, бежавшими из "земного рая", разочаровавшимися в прелестях "свободного мира", уставшими от авантюр Пентагона.
А что же агент 00?
Мадам терпит крах: ее теория, рассчитанная на то, что душа человека – штучный товар, не сработала. В финале мы видим: и этот "маленький человек" близок к тому, чтобы понять – именно от него зависит счастье миллионов людей.
Зависит существование самой жизни на планете Земля.
В. Иванов".
("Огонек", 1984, № 31 (28, июль), с. 29).

Комментариев нет: