пятница, 19 июля 2019 г.

"Хлеб да соль, Костромич и Волынец, Олончанин, Москвич, Сибиряк!.."

"…Наша Волюшка - божий гостинец - 
Человечеству светлый маяк!" 



60 лет назад советские писатели от издания к изданию многое уточняли в своих произведениях:
"Хлеб и соль"
Новый роман Михаила Стельмаха
В широко известных романах украинского писателя Михаила Стельмаха "Большая родня" и "Кровь людская — не водица" правдиво показана революционная ломка старого уклада в украинской деревне и победа колхозного строя. С этими произведениями органически связана и новая большая работа писателя — роман "Хлеб и соль", недавно вышедший отдельной книгой в республиканском издательстве "Радянський письменник" (в переводе на русский язык роман напечатан в журнале "Дружба народов").
В новой книге действие происходит в той же полесской местности и в той среде, с которыми автор знакомил читателем ранее. Но еще более роднит все три произведения глубокое раскрытие судеб народных, показ решительной борьбы народа за свою свободу, за социалистические преобразования. В романе "Хлеб  соль" охвачены события очень важного периода — с начала девяностых годов прошлого столетия до революции 1905 года. Вместе с двумя другими книгами этот роман даст законченную эпическую картину жизни украинского села почти за пятьдесят лет, помогает глубже и отчетливее осмыслить сущность классовой борьбы на Украине в годы, о которых ведется речь в романах "Кровь людская— не водица" и "Большая родня".
Новая книга М. Стельмаха — еще один ощутительный удар по тем буржуазно-националистическим, кликушам, которые и сегодня, укрывшись в заокеанских подворотнях, не перестают болтать о "едином потоке", "о безбуржуазностии "надклассовости" украинской нации.
В строгом соответствии с исторической правдой писатель показывает разные социальные прослойки, разных украинцев, живших в полесском селе Медвин,— бедноту, безземельных крестьян и, с другой стороны.— помещиков, кулаков и их прихлебателей. Непримиримый классовый конфликт с каждым днем все разрастался, и выход из создавшегося положения наиболее сознательные и мыслящие люди видели только в продолжении борьбы. "Одно из двух: либо нас не будет, либо барина не стане"... К такому выводу приходило все больше и больше
крестьян. Росту их сознательности способствовала большая воспитательная работа, которую проводил среди бедноты местный учитель-подпольщик, связанный с городскими социал-демократами.
Многие годы длилась борьба между беднотой села Медвин и помещиком Стадницким, который стремился отнять у крестьян последний клочок земли. Много раз тяжбу разбирали в суде, много раз крестьяне пытались договориться с
паном, но ничего у них не выходило, пока в 1905 году они не вышвырнули пана из его имения.
Главным героем в романе выступает простой народ: сельская беднота и батраки. Одни из этих людей сразу же решительно включаются в борьбу (Иван Ярош, Роман Волошин, Александр Палийчук), другие проходят сложный путь поисков и колебаний (Марьян Поляруш), но в решающий момент все они объединяются.
В романе действуют помещик-деспот Стадницкий, помещик-либерал Лисовский, сумасбродный Варава, прикидывающийся демократом и правдолюбцем.
Тонко обрисованы типы кулаков — Плачинды, Шмалия, Окуня. Едко высмеяны националистические краснобаи, подобные Лятошенко, Чернокнижному, которые много болтают о "прогрессе нации", о "славном прошлом", а на деле верой и правдой служат эксплуататорам. Отчетливо изображена писателем реакционная роль религии.
В ходе борьбы, в ходе многолетней тяжбы крестьян с помещиком раскрывается антинародная сущность насквозь прогнившего царского строя, ужасное положение народа в эксплуататорском обществе. В истории села Медвин мастерски отражено положение крестьян в царской России накануне революции 1905 года.
Динамика развития исторических событий подсказала автору композицию произведения. В первой части читатель видит широкую картину крестьянского горя, безвыходное положение бедноты, вынужденной бросать насиженные места, родные "гнезда" и отправляться целыми семьями на поиски счастья в Сибирь. Во второй части постепенно нарастает конфликт крестьянской бедноты с помещиками и кулаками. Этот непримиримый конфликт достигает кульминации в третьей части, рисующей крестьянское восстание в 1905 году.
В романе показаны судьбы многих людей, их повседневная жизнь, их взаимоотношения. Широко использует писатель фольклор, народные предания, умело пользуется богатством и красочностью украинского языка. Так же, как и в предыдущих своих романах, М. Стельмах много внимания отдает живописной, чарующей природе Полесья.
Некоторые существенные для более глубокого понимании всей концепции произведения образы раскрыты недостаточно полно и обстоятельно. Такое впечатление производит прежде всего образ революционера Михаила Нагорного, единственного представителя городского пролетариата. Нагорный, к сожалению,— фигура эпизодическая. Этим автор лишил себя возможности шире и нагляднее показать руководящую роль рабочего класса, связь между революционерами города и села. Мне представляется существенным композиционным просчетом то, что автор непомерно много места отвел скрупулезному раскрытию всех перипетий в жизни матерого реакционера попа-доносчика Николая и его молодого коллеги честного попа Викентия, столь же щедрым описаниям любовных увлечений мечущегося брата кулака Плачинды и в то же время до крайности скупо обрисовал образ Нагорного.
Не совсем оправдано и то, что во второй половине книги фактически выключен из активного действия один из наиболее стойких и решительных борцов — Роман Волошин (он отправился на заработки в Таврию и возвратился в родное село уже в разгар восстания).
По своей фельетонно-информационной манере изложения выпадают из общего плана обстоятельного, углубленного повествования те главы, в которых показаны чиновничий Петербург, царский двор.
М. Стельмаха уже упрекали в том, что он подчас слишком цветисто рисует пейзаж, слишком усложненно-вычурно строит фразы. Есть этот грех и в новом романе.
Зная, как настойчиво совершенствовал писатель от издания к изданию роман "Большая родня", можно не сомневаться, что он многое уточнит и в новом своем произведении.
В трех крупных романах М. Стельмах показал жизнь украинского села в период революции 1905 года, в годы гражданской войны, борьбы за коллективизацию, Великой Отечественной войны. Автор вплотную подошел к закономерному продолжению своей эпопеи —к изображению жизни украинского села в послевоенные годы, в наши дни.
Пожелаем же ему успехов в дальнейшей работе над эпопеей о судьбах народных!
И. Карабутенко".
("Правда", 1959, № 200 (19, июль), с. 4).

Комментариев нет: