суббота, 4 июля 2020 г.

"Как люб мне язык твой зловещий..."


"...Твои молодые гроба,
Где буквы - кузнечные клещи
И каждое слово - скоба..."


70 лет назад в СССР была полностью уничтожена путаница в голове профессора Чемоданова:
"Письмо в редакцию
В свете работы товарища Сталина "Относительно марксизма в языкознании" я должен признать полную ошибочность своей статьи "Пути развития советского языкознания", напечатанной в "Правде" 23 мая с. г. и отражающей мои заблуждения по основным вопросам языкознания.
Основная моя ошибка заключается в том, что я неправильно, не-марксистски рассматривал язык как общественную надстройку над базисом, ошибочно отождествлял  язык с общественной идеологией и понимал его как классовое явление. Я неправильно оценивал теорию Н. Я. Марра о языке как марксистскую в своей основе и считал, что она является, если освободить ее от отдельных ошибок, генеральной линией развития науки о языке.
Теперь, после, выступления товарища Сталина, для меня стало ясно, что это совсем не так. Новый гениальный труд товарища Сталина является огромным событием, поворотным моментом в развитии общественных наук. Среди трудов классиков марксизма-ленинизма, трактующих о вопросах лингвистики, он представляет собою самое выдающееся, наиболее полное и наиболее систематическое изложение марксизма в этой области знания.
Труд товарища Сталина создал прочную теоретическую базу для советского языкознания и уничтожил путаницу во взглядах, которая до сих пор имела место. Советские языковеды могут быть только благодарны товарищу Сталину на отеческую помощь.
Теперь, поело появления труда товарища Сталина, задача заключается в том, чтобы осознать допущенные ошибки, решительно и безоговорочно встать на полиции марксизма, сформулированные товарищем Сталиным, и в практической научной и педагогической работе претворять указания товарища Сталина в жизнь.
Проф. Н. Чемоданов.
Московский государственный университет".
("Правда", 1950, №185  (4 июля), с. 4).

Комментариев нет: