"… Ярче блещут
Кремлевских рубинов лучи...
Ждут вас завтра дела, скоро ночь, до свиданья,
Дорогие мои москвичи".
Ждут вас завтра дела, скоро ночь, до свиданья,
Дорогие мои москвичи".
75 лет назад советским людям казалось иногда, что стены театра раздвигаются:
"Рассвет над Москвой"
(Новый спектакль театра имени Моссовета)
Присутствуя на спектакле "Рассвет над Москвой" в драматическом театре имени Моссовета, порою почти перестаешь быть обычным зрителем — свидетелем происходящего. Кажется, что стены театра раздвигаются, и мы входим в комнатку семьи Солнцевых, ощущаем на себе ласку летнего дня, удим рыбу на канале и восторгаемся красотой зимнего пейзажа в Агрогороде.
Сюжет пьесы А. Сурова вовсе не изобилует исключительными ситуациями, богатыми внешними событиями: директор текстильной фабрики "Москвичка" коммунистка Капитолина Солнцева, довольствуясь хорошими производственными показателями, не считает нужным принять меры к тому, чтобы выпускаемые ткани имели яркие, красивые рисунки и расцветки. Между нею и коллективом фабрики в главе с секретарем партийной организации Иваном Ивановичем Курепиным назревает конфликт, в который втягиваются и остальные члены семьи Солнцевых...
Идейная сущность произведения раскрывается в образах трех поколений женщин, замечательных русских женщин, действующих в спектакле. Старшае из них, бывшая ткачиха, пенсионерка Агриппина Семеновна Солнцева полжизни проработала на той же фабрике в страшных условиях дореволюционной России. От голода и нищеты умерла ее мать, погиб на баррикадах 1905 года ее муж. Энергия и воля, подлинно народная мудрость, умение правильно разобраться в людях и в их поступках — плод большого жизненного опыта потомственной пролетарки, любовь и уважение к труду — вот что характерно для Агриппины Семеновны. Ей свойственно глубокое понимание всего того, что несет в себе наша замечательная действительность. Лучше других понимает она мечты своей юной внучки Сани, которая решила пойти по стопам своей бабушки и поступила на фабрику. Агриппина Семеновна, как никто другой, понимает и ошибки своей дочери — директора фабрики, как в общественной, так и в личной жизни. "Все от того, что вознеслась, — говорит она Капитолине. — Думала, больше всех понимаешь, каждого насквозь видишь. Так и нет же! И люди больше тебя знают, и ты их вовсе не знаешь... Зачем метро в мрамор, бронзу одели? Я так полагаю, пусть видит советский человек, что всего самого лучшего достоин. А ты народу что даешь? Одно слово — ширпотреб!"
Саня — это представительница
той группы советской молодежи, которая выросла и определила свое отношение к
жизни в суровые годы Великой Отечественной войны. Это время заставило наших
юношей и девушек раньше обычного стать взрослыми, понять наглядно, на деле
остроту борьбы с врагом, проникнуться смолоду великим чувством советского
патриотизма, стремиться во всех начинаниях к лучшему, светлому, поистине
высокому. Искренне любя свою мать, Саня понимает, что она, умный, цельный
советский человек, делает что-то не так, как надо...
Но что же случилось, наконец, с Капитолиной Андреевной Солнцевой? Почему получилось так, что на фабрике, где она проработала много лет и знает по имени и отчество многих работниц, ее перестали понимать? Коммунистка, отдающие все силы и знания партии, народу, работе, смелая партизанка, удостоенная личной награды Ковпака, Капитолина Андреевна — бесспорно честный, преданный делу партии советский человек. Но в своем стремлении "дать народу побольше ширпотреба — прочного, дешевого" Капитолина Солнцева все еще действует по законам военного времени, забывая, что люди выросли и предъявляют иные требования к жизни.
Свободно и красиво живут и хотят жить советские люди... Не случайно молодая стахановка Анюта говорит: "...Потрудились наши бабы в войну, а мы теперь им праздник устроим! Пусть разоденутся как королевы, — заслужили! А директору нашему все бы белье приютского образца выпускать!".
И, действительно, директор фабрики Капитолина Солнцева считает, что желание быть хорошо, красиво одетой не может быть свойственно советским женщинам, тем более передовым женщинам.
Так Капитолина Солнцева целиком погрузившись в работу на фабрике, начинает отрицать естественную тягу человека к прекрасному, она не имеет времени заняться личной жизнью, она проглядела даже и то обстоятельства, что дочь ее стала взрослой. Она привыкла откладывать основные задачи сегодняшнего дня на неизвестное будущее.
Но это коммунистическое "завтра", о котором мечтали когда-то советские люди, начиная строить сталинские пятилетки, уже наступило: труд в их жизни стал не только "делом чести, доблести и геройства", но вдохновенной, творческой потребностью. Выразителем именно такого отношения к труду является Саня Солнцева. Окончив школу с золотой медалью, Саня по славной семейной традиции хочет поступить на фабрику. Ее влечет этот знакомый и с детства любимый коллектив. ее увлекает мечта отдать свое художественной дарование народу именно сейчас, теперь, когда ее работа может улучшить рисунки тканей, выпускаемых на фабрике. И эта уверенность в своей правоте, это новое отношение к труду дают силу, упорство, твердость в достижении намеченной цели. Но одна, без помощи коллектива она не в состоянии существует огромное дело. Выполнить эту задачу Саней помогает секретарь партийной организации фабрики Курепин, ее школьной товарищ Игорь и вся фабричная молодежь...
Это победа всего коллектива помогла Капитолине Андреевне другими глазами взглянуть на жизнь и правильно найти свое место в ней.
Актеры театра имени Моссовета играют спектакль единым дружным ансамблем в котором каждый исполнитель от основных ведущих, до маленьких, эпизодических ролей, и порой даже исполнителей без слов, выразительны, что и определяет особую воздействующую силу этого спектакля.
Исполнительница роли Капитолина Солнцевой — В. Марецкая настолько жизненна и убедительна на сцене, что грань между артисткой и образом не ощущается. Мы видим на сцене женщину волевую, трудолюбивую, много энергии и сил вкладывающую в свою работу. Но тут следует сказать о том, что драматург А. Суров несколько сгустил краски, создавая образ Капитолины Солнцевой. У нас людей, подобных ей, не так уж много сейчас! Порой она, что называется, "рубит с плеча". Редко у нее увидишь улыбку. Но внутренне чувствуешь, что стоит ей попасть на воздух, с веселой компанией, и кажется, вот так и брызнет из нее это веселье. Но… она директор... В. Марецкая, прекрасная актриса, вкладывая в образ своей героини много теплоты, она рисует его яркими, сочными мазками, как настоящий художник. Поэтому образ Капитолины Солнцевой, сложный и многогранный, в исполнении В. Марецкой привлекает зрителей своей непосредственностью и правдой.
Ф. Раневская исполняет роль Агриппины Семеновны, матери Капитолины. В ней чувствуется характер Солнцевых — умение постоять за свои убеждения, желание направить дочь и внучку на их настоящий путь, дать окружающим счастье, которое они заслужили. Ф. Раневская оживляет этот образ тонким юмором, лукавством и хитринкой, теплотой и сердечностью.
Молодая артистка В. Холина — Саня появляется перед нами впервые в форменном школьном платье с белым передничком, с косичками и бантом в волосах. Это еще школьница, только что расставшаяся с партой, намечающая свой жизненный путь. В. Холина жива, непосредственна, обаятельна в передаче чистых девичьих чувств. Но вот она приходит на фабрику, пробует свои силы в создании высококачественных многоцветных тканей. Теперь это уже молодая девушка-работница, творящая и созидающая: она уже подколола свои косички, надела спецовку, она строга, немногословна, полна сознания важности своего дела. Артистке хорошо удается передать образ Сани в развитии: последняя этап ее преобразования во взрослого, волевого человека раскрывается в разговоре с матерью, которая предлагает ей уйти с фабрики после неудачного опыта. Саня категорически отказывается итти по линии наименьшего сопротивления, хочет продолжать начатое дело.
Хороши исполнители второстепенных ролей: беспомощный и вечно переутомленный руководитель главка — артист Г. Бударов, заместитель министра — Б. Оленин, академик Рыжов — О. Абдулов. Каждый из актеров сумел подметить в изображаемых ими людях и передать главные черты, типичные для них. Досадно, что роль секретаря партийной организации по пьесе и в исполнении Н. Мордвинова не утверждает в достаточной степени активное, направляющее начало борьбы и не находится на первом плане в спектакле.
Режиссеры Ю. Завадский и А. Шапс, художник М. Виноградов и коллектив театра вложили в постановку пьесы А. Сурова большой, вдохновенный труд, творчески перенесли драматургический материал на сцену, тщательно и любовно продумали малейшие детали спектакля, наполнили его подлинной радостью жизни.
Ясно звучит в нем тема молодежи. Молодежь, которая празднуют на Красной площади вступление в новую жизнь, жадно всматриваясь в окна Кремлевского дворца, где работает Сталин, и, обнажая головы перед мавзолеем Ленина, олицетворяет спектакли огромную, животворящую силу коммунистического общества, устремленную к труду, миру и счастью.
Т. Языкова,
К. Ярцев".
("Московский комсомолец", 1950, №
201 (24 декабря), с. 3).
Но что же случилось, наконец, с Капитолиной Андреевной Солнцевой? Почему получилось так, что на фабрике, где она проработала много лет и знает по имени и отчество многих работниц, ее перестали понимать? Коммунистка, отдающие все силы и знания партии, народу, работе, смелая партизанка, удостоенная личной награды Ковпака, Капитолина Андреевна — бесспорно честный, преданный делу партии советский человек. Но в своем стремлении "дать народу побольше ширпотреба — прочного, дешевого" Капитолина Солнцева все еще действует по законам военного времени, забывая, что люди выросли и предъявляют иные требования к жизни.
Свободно и красиво живут и хотят жить советские люди... Не случайно молодая стахановка Анюта говорит: "...Потрудились наши бабы в войну, а мы теперь им праздник устроим! Пусть разоденутся как королевы, — заслужили! А директору нашему все бы белье приютского образца выпускать!".
И, действительно, директор фабрики Капитолина Солнцева считает, что желание быть хорошо, красиво одетой не может быть свойственно советским женщинам, тем более передовым женщинам.
Так Капитолина Солнцева целиком погрузившись в работу на фабрике, начинает отрицать естественную тягу человека к прекрасному, она не имеет времени заняться личной жизнью, она проглядела даже и то обстоятельства, что дочь ее стала взрослой. Она привыкла откладывать основные задачи сегодняшнего дня на неизвестное будущее.
Но это коммунистическое "завтра", о котором мечтали когда-то советские люди, начиная строить сталинские пятилетки, уже наступило: труд в их жизни стал не только "делом чести, доблести и геройства", но вдохновенной, творческой потребностью. Выразителем именно такого отношения к труду является Саня Солнцева. Окончив школу с золотой медалью, Саня по славной семейной традиции хочет поступить на фабрику. Ее влечет этот знакомый и с детства любимый коллектив. ее увлекает мечта отдать свое художественной дарование народу именно сейчас, теперь, когда ее работа может улучшить рисунки тканей, выпускаемых на фабрике. И эта уверенность в своей правоте, это новое отношение к труду дают силу, упорство, твердость в достижении намеченной цели. Но одна, без помощи коллектива она не в состоянии существует огромное дело. Выполнить эту задачу Саней помогает секретарь партийной организации фабрики Курепин, ее школьной товарищ Игорь и вся фабричная молодежь...
Это победа всего коллектива помогла Капитолине Андреевне другими глазами взглянуть на жизнь и правильно найти свое место в ней.
Актеры театра имени Моссовета играют спектакль единым дружным ансамблем в котором каждый исполнитель от основных ведущих, до маленьких, эпизодических ролей, и порой даже исполнителей без слов, выразительны, что и определяет особую воздействующую силу этого спектакля.
Исполнительница роли Капитолина Солнцевой — В. Марецкая настолько жизненна и убедительна на сцене, что грань между артисткой и образом не ощущается. Мы видим на сцене женщину волевую, трудолюбивую, много энергии и сил вкладывающую в свою работу. Но тут следует сказать о том, что драматург А. Суров несколько сгустил краски, создавая образ Капитолины Солнцевой. У нас людей, подобных ей, не так уж много сейчас! Порой она, что называется, "рубит с плеча". Редко у нее увидишь улыбку. Но внутренне чувствуешь, что стоит ей попасть на воздух, с веселой компанией, и кажется, вот так и брызнет из нее это веселье. Но… она директор... В. Марецкая, прекрасная актриса, вкладывая в образ своей героини много теплоты, она рисует его яркими, сочными мазками, как настоящий художник. Поэтому образ Капитолины Солнцевой, сложный и многогранный, в исполнении В. Марецкой привлекает зрителей своей непосредственностью и правдой.
Ф. Раневская исполняет роль Агриппины Семеновны, матери Капитолины. В ней чувствуется характер Солнцевых — умение постоять за свои убеждения, желание направить дочь и внучку на их настоящий путь, дать окружающим счастье, которое они заслужили. Ф. Раневская оживляет этот образ тонким юмором, лукавством и хитринкой, теплотой и сердечностью.
Молодая артистка В. Холина — Саня появляется перед нами впервые в форменном школьном платье с белым передничком, с косичками и бантом в волосах. Это еще школьница, только что расставшаяся с партой, намечающая свой жизненный путь. В. Холина жива, непосредственна, обаятельна в передаче чистых девичьих чувств. Но вот она приходит на фабрику, пробует свои силы в создании высококачественных многоцветных тканей. Теперь это уже молодая девушка-работница, творящая и созидающая: она уже подколола свои косички, надела спецовку, она строга, немногословна, полна сознания важности своего дела. Артистке хорошо удается передать образ Сани в развитии: последняя этап ее преобразования во взрослого, волевого человека раскрывается в разговоре с матерью, которая предлагает ей уйти с фабрики после неудачного опыта. Саня категорически отказывается итти по линии наименьшего сопротивления, хочет продолжать начатое дело.
Хороши исполнители второстепенных ролей: беспомощный и вечно переутомленный руководитель главка — артист Г. Бударов, заместитель министра — Б. Оленин, академик Рыжов — О. Абдулов. Каждый из актеров сумел подметить в изображаемых ими людях и передать главные черты, типичные для них. Досадно, что роль секретаря партийной организации по пьесе и в исполнении Н. Мордвинова не утверждает в достаточной степени активное, направляющее начало борьбы и не находится на первом плане в спектакле.
Режиссеры Ю. Завадский и А. Шапс, художник М. Виноградов и коллектив театра вложили в постановку пьесы А. Сурова большой, вдохновенный труд, творчески перенесли драматургический материал на сцену, тщательно и любовно продумали малейшие детали спектакля, наполнили его подлинной радостью жизни.
Ясно звучит в нем тема молодежи. Молодежь, которая празднуют на Красной площади вступление в новую жизнь, жадно всматриваясь в окна Кремлевского дворца, где работает Сталин, и, обнажая головы перед мавзолеем Ленина, олицетворяет спектакли огромную, животворящую силу коммунистического общества, устремленную к труду, миру и счастью.
Т. Языкова,
К. Ярцев".

Комментариев нет:
Отправить комментарий