пятница, 5 декабря 2025 г.

"Если вспомнить дни былые: Зимний... Смольный... Петроград..."

"… И какой была Россия
Много лет тому назад,
А потом раскрыть газету,
Просто выглянуть в окно, —
Ты увидишь столько света
Там, где было так темно..."
 

55 лет назад по своим законам создавались и своей жизнью жили советские фильмы:
"На своей земле
Кино
Со страхом озираясь по сторо­нам, сквозь снежные лесные чащобы пробирается к границе группа людей. Это остатки разгромлен­ной контрреволюционной организации, действующей в Петрограде.
С ними бежит в Финляндию и жена красного инженера Благовидова — Ирина.
Это последние кадры нового ху­дожественного фильма режиссера Г. Казанского "Угол падения", по­ставленного по одноименному ро­ману В. Кочетова. Наверно, не стоит сравнивать страницы романа с их кинематографическим воплощением. Дело в конце концов не в том, насколько полно создатели фильма смогли пересказать средствами кино литературное произведение. Фильм создается по своим законам и живет своей жизнью. Главное в том, насколько своевременно и важно то, что хо­тят сказать авторы фильма и в какой мере им это удается.
В фильме широко показаны со­бытия 1919 года, когда с севера на Петроград наступала армия белого генерала Юденича, а в самом городе вила свои осиные гнезда контрреволюция. В то вре­мя каждому человеку необходимо было выбрать: на чьей он стороне. Середины не было. Это отлично понимал чекист Костя Осокин (арт. В. Яковлев), это знал злейший враг революции, бывший жандарм Кубанцев (арт. В. Самойлов).
Но в водоворот событий оказываются втянутыми и те, кто хотел просто переждать тяжелые времена, втихомолку сожалел о потерянном благополучии.  Такова в сценическом варианте и Ирина (арт. А. Шенгелая). Эта роль — несомненная творческая удача актрисы. Психологически тонко и убедительно она показывает нам человека, не сумевшего найти своей "стороны" и втянутого в не­вольные помощники контрреволюции.
Драматизм судьбы Ирины, оказавшейся в стане врагов и вынужденной бежать за границу, — это драма отдельных представителей русской интеллигенции в годы революции. Они, как и героиня этого фильма, по-своему любили рус­скую землю. Кстати, в фильме много говорят о любви к России. На русской земле родились и вы­росли комиссар Павел Благовидов (арт. П. Кашлаков), русский интеллигент, отдавший жизнь за победу революции, брат Павла — Илья (арт. Г. Куликов). На русской земле жили и бывшие гене­ралы, полковники и подпоручики. Они тоже считают своей русскую землю. Но русская земля одна, и победит тот, кто борется за ее будущее, за счастье народа. Не мо­жет быть гармонии в обществе, основанном на неравенстве. Гражданская война — это болезненная операция, и слабые не выдерживают этой боли, ища спасения в бегстве.
Фильм "Угол падения" — мно­гоплановый, в нем много массо­вых, батальных сцен. Динамизм событий, множество поистине приключенческих моментов делают зрелище напряженным и захватывающим.
И все-таки не это главное в фильме. Создателям новой исто­рико-революционной ленты удалось добиться созвучия дней про­шедших с сегодняшними. Фильм "Угол падения" современен в том, что своим пафосом утверждает высшую справедливость: право че­ловека быть счастливым на своей земле. За это право боролись и погибали герои фильма.
В. Гутин".
("Вечерний Новосибирск", 1970, № 286 (3 декабря), с. 3)
.

Комментариев нет: