"… Добавляли в виски янки
Валидол и валерьянки".
60 лет назад советские люди по
вполне понятным причинам не были избалованы рассказами о жизни разведчиков:
"Кино
"Геркулес"
проигрывает человеку
Когда смотришь новую картину киностудии "Мосфильм" "Как вас теперь называть?", на память невольно приходит один чрезвычайно симптоматичный и остроумный научно-фантастический рассказ о том, как некими инженерами был изобретен робот "Геркулес", наделенный волей создателей незаурядным умом, аналитическими способностями (словом, как бы теперь сказали, "интеллектуальный")… И вот этот интеллектуальный робот "Геркулес" чрезвычайно расстроил и оконфузил своих создателей полным нежеланием спасти их тонущего товарища и логически четким объяснением своего бездушного поступка: "Я должен освободиться..." Рассказ в остроумной и тревожной форме воевал с мировоззрением супермена, фашиста, доказывая, что интеллектуальные данные без гуманной основы приводят к неизбежному человеческому банкротству.
Фильм "Как вас теперь называть"— именно об этом, о столкновении мировоззрений и умов и неизбежном банкротстве ума отточенного, но бесчеловечного и бесплодного. В данном случае роль бессильного "Геркулеса"
принадлежит немолодому туристу, с благообразными мешочками под глазами, в элегантном, но не броском плаще... Турист, с плохо скрытым интересом и тайным раздражением фотографирует во время парада на Красной площади военную технику... На самом деле никакого "туриста из Аргентины" нет, а есть — бывший гестаповец генерал Готтбург, один из руководителей немецкой разведки в оккупированном во время войны белорусском городе Полоцке. И встречается он волей судеб на Красной площади с полковником, Героем Советского Союза, в котором узнает советского разведчика Валерия, с кем ему пришлось столкнуться во время войны…
Завязка? Да. И одновременно — развязка фильма, понимаем мы, потому что в документальных кадрах парада содержится весомое, значительное обобщение и очень многое сказано о времени не в пользу Готтбурга. Мирно проходят к трибунам седые маршалы, за руку с внучками, проходят наши космонавты (весь мир их знает) и движется беспримерная военная техника... На этом невыдуманном фоне насмешливый вопрос Валерия "туристу из Аргентины": "Как вас теперь называть?" — звучит не просто иронией, а развязкой того психологического поединка, который состоялся между двумя разведчиками много лет тому назад.
Люди одной военной профессии, наделенные, возможно, равным аналитическим умом, они бесконечно отличаются по мировоззрению — и это, в конечном счете, решает все! Как по-разному ведут себя два профессионала, — Готтбург и Валерий, чьи интересы столкнулись вокруг фашистской операции "Зубр"! Один, Готтбург, используя свое профессиональное умение и проницательность, делает ставку исключительно на низменность и слабость человеческой натуры (как ему кажется), и, коли уж так надо, решительно, подобно тому самому роботу, "освобождается" от излишнего свидетеля неудачной операции — школьного товарища гестаповца Кольвица. Мироощущение и логика фашиста неизбежно ставят его собственную личность и жизнь куда выше и долга, и присяги, в сущности, доводят его до профессионального преступления, измены…
Разведчик Валерий, которого играет Анатолий Азо, наоборот, неотделим от подпольщиков и партизан, которые действует невидимо вместе с ним, и в этом — его спокойная сила в самых рискованных ситуациях. Столкновение мировоззрений, фашизм, вскрытый изнутри, — таким содержанием бывают полны фильмы самые разнообразные по жанру. В приключенческом жанре — это новая небезынтересная попытка (тем более, что в основу фильма легли подлинные факты и что мы не избалованы рассказами о жизни разведчиков — по вполне понятным причинам…).
Среди трудных и суровых профессий, которые вызваны необходимостью защищать нашу страну от военных нападений, и "держать порох сухим", едва ли не самая трудная профессия разведчика. Поэтому вполне понятен тот огромный читательский и зрительский интерес, который неизменно вызывают любые записки, мемуары, повести и фильмы, посвященные советским чекистам, их до поры до времени безвестным подвигам. Что привлекает каждого, кто сидит в кинозале и знакомится с историей подобных подвигов? Конечно, в успехе такого фильма немалую роль играет сюжет, как правило, острый, динамичный, полный драматических моментов, и, главное, романтичный: подвиг здесь сопряжен с тайной, с ее разгадыванием, с блестящей аналитической работой ума.
Однако какими бы законными ни были (особенно для юношества) симпатии к приключенческому жанру, главное все-таки в другом— в той необыкновенно привлекательной совокупности гражданских и человеческих качеств, которые составляют личность разведчика (примером может служить полное изумления и благодарности внимание, которое встречает любая публикация о советском разведчике Рихарде Зорге). Разведчик Валерий в новом фильме — блестящий "бельгийский кулинар" (он же — фигурирующий в досье вездесущего Готтбурга — в роли немецкого офицера, в облике адвоката). Мы понимаем, какими артистическими способностями наделен этот человек, каким мужеством, какими незаурядными знаниями! Он предстает перед нами как эрудит и полиглот (и притом какая выдержка, какие нервы!).
Фильм порождает чрезвычайно нравственную мысль в потребности совершенствования самого себя. Какая совершенная, законченная, блестящая личность сопряжена с обликом безвестного героя тайного фронта!
Но, к чести создателей фильма, они не впали в другую крайность: поддавшись обаянию незаурядной личности разведчика, создать романтичный нимб вокруг головы героя и... вакуум вокруг его поступков. Разведчика Валерия в фильме на его трудном посту поддерживает необоримая сила подпольного фронта.
И что еще привлекательно и ново в фильме — это близкий к документальному, лишенный излишних эффектов тон повествования. Оккупационный режим с его унизительными и точными деталями, пронзительная простота похорон русских заключенных — кажется, что это из какого-то документального фильма. Все это придает достоверность психологическому поединку Готтбурга и Валерия, из которого интеллектуальное фашистское бездушие выходит побежденным умной человечностью и человечным умом.
К. Эпова".
("Вечерний
Новосибирск", 1965, № 272 (18 ноября), с. 3).
Валидол и валерьянки".
"Кино
Когда смотришь новую картину киностудии "Мосфильм" "Как вас теперь называть?", на память невольно приходит один чрезвычайно симптоматичный и остроумный научно-фантастический рассказ о том, как некими инженерами был изобретен робот "Геркулес", наделенный волей создателей незаурядным умом, аналитическими способностями (словом, как бы теперь сказали, "интеллектуальный")… И вот этот интеллектуальный робот "Геркулес" чрезвычайно расстроил и оконфузил своих создателей полным нежеланием спасти их тонущего товарища и логически четким объяснением своего бездушного поступка: "Я должен освободиться..." Рассказ в остроумной и тревожной форме воевал с мировоззрением супермена, фашиста, доказывая, что интеллектуальные данные без гуманной основы приводят к неизбежному человеческому банкротству.
Фильм "Как вас теперь называть"— именно об этом, о столкновении мировоззрений и умов и неизбежном банкротстве ума отточенного, но бесчеловечного и бесплодного. В данном случае роль бессильного "Геркулеса"
принадлежит немолодому туристу, с благообразными мешочками под глазами, в элегантном, но не броском плаще... Турист, с плохо скрытым интересом и тайным раздражением фотографирует во время парада на Красной площади военную технику... На самом деле никакого "туриста из Аргентины" нет, а есть — бывший гестаповец генерал Готтбург, один из руководителей немецкой разведки в оккупированном во время войны белорусском городе Полоцке. И встречается он волей судеб на Красной площади с полковником, Героем Советского Союза, в котором узнает советского разведчика Валерия, с кем ему пришлось столкнуться во время войны…
Завязка? Да. И одновременно — развязка фильма, понимаем мы, потому что в документальных кадрах парада содержится весомое, значительное обобщение и очень многое сказано о времени не в пользу Готтбурга. Мирно проходят к трибунам седые маршалы, за руку с внучками, проходят наши космонавты (весь мир их знает) и движется беспримерная военная техника... На этом невыдуманном фоне насмешливый вопрос Валерия "туристу из Аргентины": "Как вас теперь называть?" — звучит не просто иронией, а развязкой того психологического поединка, который состоялся между двумя разведчиками много лет тому назад.
Люди одной военной профессии, наделенные, возможно, равным аналитическим умом, они бесконечно отличаются по мировоззрению — и это, в конечном счете, решает все! Как по-разному ведут себя два профессионала, — Готтбург и Валерий, чьи интересы столкнулись вокруг фашистской операции "Зубр"! Один, Готтбург, используя свое профессиональное умение и проницательность, делает ставку исключительно на низменность и слабость человеческой натуры (как ему кажется), и, коли уж так надо, решительно, подобно тому самому роботу, "освобождается" от излишнего свидетеля неудачной операции — школьного товарища гестаповца Кольвица. Мироощущение и логика фашиста неизбежно ставят его собственную личность и жизнь куда выше и долга, и присяги, в сущности, доводят его до профессионального преступления, измены…
Разведчик Валерий, которого играет Анатолий Азо, наоборот, неотделим от подпольщиков и партизан, которые действует невидимо вместе с ним, и в этом — его спокойная сила в самых рискованных ситуациях. Столкновение мировоззрений, фашизм, вскрытый изнутри, — таким содержанием бывают полны фильмы самые разнообразные по жанру. В приключенческом жанре — это новая небезынтересная попытка (тем более, что в основу фильма легли подлинные факты и что мы не избалованы рассказами о жизни разведчиков — по вполне понятным причинам…).
Среди трудных и суровых профессий, которые вызваны необходимостью защищать нашу страну от военных нападений, и "держать порох сухим", едва ли не самая трудная профессия разведчика. Поэтому вполне понятен тот огромный читательский и зрительский интерес, который неизменно вызывают любые записки, мемуары, повести и фильмы, посвященные советским чекистам, их до поры до времени безвестным подвигам. Что привлекает каждого, кто сидит в кинозале и знакомится с историей подобных подвигов? Конечно, в успехе такого фильма немалую роль играет сюжет, как правило, острый, динамичный, полный драматических моментов, и, главное, романтичный: подвиг здесь сопряжен с тайной, с ее разгадыванием, с блестящей аналитической работой ума.
Однако какими бы законными ни были (особенно для юношества) симпатии к приключенческому жанру, главное все-таки в другом— в той необыкновенно привлекательной совокупности гражданских и человеческих качеств, которые составляют личность разведчика (примером может служить полное изумления и благодарности внимание, которое встречает любая публикация о советском разведчике Рихарде Зорге). Разведчик Валерий в новом фильме — блестящий "бельгийский кулинар" (он же — фигурирующий в досье вездесущего Готтбурга — в роли немецкого офицера, в облике адвоката). Мы понимаем, какими артистическими способностями наделен этот человек, каким мужеством, какими незаурядными знаниями! Он предстает перед нами как эрудит и полиглот (и притом какая выдержка, какие нервы!).
Фильм порождает чрезвычайно нравственную мысль в потребности совершенствования самого себя. Какая совершенная, законченная, блестящая личность сопряжена с обликом безвестного героя тайного фронта!
Но, к чести создателей фильма, они не впали в другую крайность: поддавшись обаянию незаурядной личности разведчика, создать романтичный нимб вокруг головы героя и... вакуум вокруг его поступков. Разведчика Валерия в фильме на его трудном посту поддерживает необоримая сила подпольного фронта.
И что еще привлекательно и ново в фильме — это близкий к документальному, лишенный излишних эффектов тон повествования. Оккупационный режим с его унизительными и точными деталями, пронзительная простота похорон русских заключенных — кажется, что это из какого-то документального фильма. Все это придает достоверность психологическому поединку Готтбурга и Валерия, из которого интеллектуальное фашистское бездушие выходит побежденным умной человечностью и человечным умом.
К. Эпова".

Комментариев нет:
Отправить комментарий