пятница, 14 апреля 2023 г.

"Он полз ужом на животе..."

"... Он раздвигал кусты,
Он шёл на ощупь в темноте
И обошёл посты".



55 лет назад советские спектакли переносили зрителя то в штаб-квартиру иностранной разведки, то в шумное казино, то в тихий уют московской квартиры:
"Первое впечатление
Перед судом совести
В глубине комнаты над столом полыхает пламя. Судорожные отблески его падают на озабоченные лица двух женщин. Это Зоя Максимовна Черенкова, мать солдата, не пришедшего с войны, и Вика, жена ее младшего сына Игоря. Игорь и Вика собираются в заграничную командировку. Накануне отъезда супругов в их дом нежданно-негаданно пришло письмо. Написал его пропавший без вести в годы войны Павел Черенков, написал издалека, из капиталистической страны. Беспокоясь за служебную карьеру своего мужа, родного брата Павла, Вика решительно настояла, чтобы Зоя Максимовна сожгла злополучное письмо, никому не рассказывала о нем: мало ли что могут подумать люди о сыне, неведомо каким образом оказавшемся за границей! И вот теперь мать горестно смотрит, как, обугливаясь, догорает последний лист. А видится ей другой огонь — Вечный огонь над братской могилой героев священной битвы с фашизмом, героев, среди которых четверть века числила она и своего сына. Два чувства противоборствуют в материнском сердце: радость, что Павел оказался жив, и жгучая тревога за него — ведь неспроста же сын, находясь вдали от Родины, долгие годы не давал о себе знать...
Так психологически напряженно и круто завязывается композиционный узел конфликта в пьесе Сергея Михалкова и Андрея Нечаева "Круглый стол с острыми углами", поставленной Московским театром имени Ленинского комсомола (постановка Д. Вуроса, режиссер А. Пелевин, художник А. Тарасов). Зритель с нарастающим вниманием следит за развитием действия, за судьбой персонажей.
И хотя сюжетно пьеса вплотную примыкает к детективному жанру, она выгодно отличается от многих произведений подобного рода. Острый сюжет здесь всецело подчинен раскрытию важной проблемы современности. Спектакль переносит нас то в штаб-квартиру иностранной разведки, то в шумное казино, то в тихий уют московской квартиры, то в театральную ложу. В этом стремительном чередовании сцен и событий постепенно, шаг за шагом, от эпизода к эпизоду проясняется истинная сущность действующих лиц, их духовный мир, их политическая позиция.
В полный голос, открыто и прямо говорят авторы и постановщики пьесы о высоком гражданском долге советского человека, о его каждодневной  ответственности перед обществом, о недопустимости безразличия и пассивности по отношению к любой идеологической диверсии врага. На наших глазах происходит моральное крушение Игоря Черенкова (артист В. Речман), растерявшегося перед лицом противника  и не сумевшего уберечь от неверного шага жену, легко мысленную и эгоистичную Вику. Артистка Н. Кузьмина убедительно раскрывает нравственную неустойчивость Вики. Личные интересы, собственное благополучие Вика привыкла ставить превыше всего, и провокаторам не стоило большого труда опутать ее паутиной шантажа и лицемерия. Именно на подобных людей, падких на эффектную приманку, рассчитывают прежде всего, капиталистические идеологи, коварные "ловцы душ", вербующие себе в подручные людей легковерных и неустойчивых. Колоритную фигуру одного из заправил шпионского центра создал артист А. Вовси. Без нажима, естественно и точно воплощает он на сцене образ Нортона, шефа диверсионной группы, т онко показывает, как под личиной добродушия и дружеской шутливости скрывается звериное, насквозь пропитанное цинизмом нутро лютого врага. Впечатляюще, с подлинным драматизмом и психологической глубиной доносит до зрителя переживания старой матери, артистка Т. Альцева. В каждом ее жесте, в каждом слове чувствуется тревога за сына, попавшего в беду, желание помочь ему, пока не поздно, обрести верный путь, прочно в стать на ноги.
В роли Павла Черенкова — артист В. Сергеев. Нелегкая задача стояла перед ним: в нескольких коротких сценах показать трагедию человека, разлученного с Родиной, обманным путем затянутого в лабиринты антисоветской организации. Павел мечется, отчаянно ищет выхода из чуждого ему буржуазного мира, лживого и продажного. Пробудившаяся совесть побуждает его явиться с повинной в советское посольство. И если бы не вражеская провокация, приведшая его к гибели, он  бы — артист убеждает нас в этом — нашел в себе силы и мужество порвать с позорным прошлым, начать жизнь по –новому.
 "Круглый стол с острыми углами" — спектакль остро публицистический, злободневный. Всей своей художественной сферой он обращен к гражданской совести и уму нашего современника, учит распознавать врага, как бы ловко он ни маскировался, зовет к революционной бдительности, непримиримости и стойкости на фронте идеологическом— острейшем фронте классовой борьбы.
Вл. Разумневич".
("Известия", 1968, № 89 (15 апреля, московский вечерний выпуск), с. 6)
.

Комментариев нет: