понедельник, 10 апреля 2023 г.

"По земной ширине, по родной стороне..."

"... Передышки не зная,
Мимо юных берез,
Из колхоза в колхоз
Скорым шагом идет посевная".
 

75 лет назад на сцене Московского театра драмы процессы борьбы старого и нового в современной колхозной деревне были переданы реалистически убедительно:
"Театр
Борьба за хлеб
(Пьеса Н. Вирты "Хлеб наш насущный")
По вине театров московский зритель увидел пьесу Н. Вирты "Хлеб наш насущный" с запозданием, после того как она уже прошла в ряде городов, привлекая всюду к себе вникание зрителей актуальностью темы, постановкой сушественных вопросов колхозного строительства.
Н. Вирта верно показал в своем произведении борьбу партии и народа с проникновением в колхозы враждебных колхозному строю частнособственнических  тенденций. В образе председателя колхоза Силы Тихого драматург раскрыл корни этих тенденций, питаемых осколками разбитого кулачества. Тихого в пьесе закономерно дополняет председатель райисполкома Твердова. Это горе-руководитель, отставший от жизни, утерявший чувство партийности. Зазнайство и самоуспокоенность таких руководителей и создают почву для разлагающей работы Тихого и ему подобных.
Хорошо показаны в пьесе силы, противоборствующие одиночкам вроде Тихого и Твердовой,— честные колхозники, верные социалистическим устоям сельского хозяйства, преданные большевистской партии. В их числе Мария Рогова—жена пропавшего без вести на фронте секретаря райкома Алексея Рогова. Ее неутомимая энергия, творческая инициатива я большевистская убежденность, внедряемые ею новые методы ведения хозяйства сплачивают колхозников на борьбу за урожай, помогают им видеть перспективы будущего, в то время как кулацкая политика утаивания хлеба у государства, проводимая Тихим, вызывает гнев и ярость колхозников. Неожиданное возвращение опытного руководителя-большевика, первого секретаря райкома Алексея Рогова, только ускоряет падение Твердовой.
На сцене Московского театра драмы (постановщик к спектакля — Б. Страдомская) эти процессы борьбы старого и нового в современной колхозной деревне переданы реалистически убедительно, ярко. Мы видим, как протекает напряженная борьба колхозников за хлеб: и с разбушевавшейся стихией — несвоевременныи и непрекращающимся проливным дождем, и с гораздо более серьезной опасностью — с "твердовщиной" и ее последствиями. И эта борьба победоносна. В первом же действия эпизодический разговор Твердовой с сотрудницей районной газеты Наташей Балашовой (ее превосходно играет В. Орлова) убеждает зрителя, что влияние Твердовой призрачно и пепрочно. Морально Наташа, почти девочка, сильнее, чем "хозяйка" района. Сила Наташи в том, что на ее стороне правда, которой давно нет у Твердовой. За нею народ, а за спиной Твердовой только Тихой и несколько прохвостов типа директора МТС Милашкина.
Образ Твердовой—руководителя, оторвавшегося от народа, лишившегося твердой почвы и пытающегося использовать, как якорь спасения, доверенную ей народом власть,— один из наиболее интересных в пьесе. Двадцать лет работала она в районе, потеряла на войне двух сыновей. Но Твердова давно отстала от жизни, утеряла драгоценные качества большевика—творческое беспокойство, чувство нового, умение разбираться в людях.
Е. Тяпкина, играющая эту роль, правильно подчеркивает резкость и самодурство, присущие Твердовой, но этим и ограничивается. Это обедняет ее исполнение, оставляя нераскрытыми многие другие стороны этого образа.
Большой удачей спектакля является исполнение роли Тихого актером А. Хановым. Ничто по внешности не напоминает в нем прежнего кулака. Но как тонко и последовательно раскрывает актер перед зрителем кулацкую душу Тихого, ущемленную победами колхозного строя! Давно осознав свою власть над Твердовой, он все же пользуется еще каждым поводом, чтобы выказать свое безоговорочное послушание "благодетельнице". Зато он не стесняется подчеркивать свою власть над колхозниками. Тихой умело использует обман, взятку, подкуп для собственного обогащения. Во он страшен не только этим: хуже, что он развращает сознание колхозников, оживляя в нестойких душах частнособственнические настроения. Однако при всей своей хитрости Тихой безнадежно туп, он просчитался в главном: осуществление излюбленной кулаками политике "не выпущать из-под себя хлебец", "регульнуть хлебцем" невозможно в условиях полной победы колхозного строя в нашей стране.
Сила колхозного строя убедительно раскрывается в спектакле в сценах, где действуют положительные персонажи пьесы — вернувшийся с фронта Алексей Рогов, его жена, члены колхоза "Новый путь".
Образы Рогова в его жены —главные в пьесе. От того, как они получатся в спектакле, зависит его идейное звучание. Молодая актриса А. Москалева, играющая Марию Рогову, показывает волевую, преданную партии женщину, но, несмотря на живость и искренность ее игры, фигура председателя колхоза все же вышла несколько схематичной. Ярко, умно играет актер С. Вечеслов роль Алексея Рогова. Он создает определенный и выразительный характер делового и внимательного, твердого и решительного в своих поступках большевика.
Почтя все исполнители ролей рядовых колхозников —и А. Морозов, играющий молодого бригадира Романа Мохова, и К. Пугачева, создавшая колоритную фигуру счетовода Лукерьи Соловьевой, и В. Бахарев, с юмором ведущий роль "безлетного" деда Андриана Федотыча, создают живые, полнокровные образы. Они составляют слаженный ансамбль, превосходно передающий основную мысль автора: новое, социалистическое сознание, утвердившееся в массах колхозного крестьянства, непобедимо, и именно его сознание движет всеми их делами и поступками. Общность цели, братство в труде, преданность делу партии, делу развития и укрепления колхозного строя сплачивают их в монолитный коллектив, который способен преодолеть любые препятствия.
Постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 19 сентября 1946 года о борьбе с нарушениями колхозного Устава нанесло уничтожающий удар по явлениям, о которых говорится в пьесе. Дальнейшее укрепление колхозов обеспечило ту победоносную борьбу за хлеб, результаты которой так блестяще сказались в успехах колхозного крестьянства в 1947 году и которые с новой силой скажутся в борьбе за высокий урожай 1948 года.
А. Макаров".
("Правда", 1948, № 102 (11 апреля), с. 3)
.

Комментариев нет: