среда, 18 марта 2020 г.

"Сын письмо писал отцу и поставил точку..."


"…Дочка тоже к письмецу
Приписала строчку".


50 лет назад сильно страдали от скуки не внявшие советам Розы Мильбер:
"Позднее прозрение дяди Сени
В стенах Московской хоральной синагоги часто можно было видеть высокого, худощавого человека с лицом, изрезанным морщинами. Для одних он был Ладыженским, для других — Семеном Александровичем, для третьих — просто дядей Сеней. Словом, называли этого человека в зависимости от характера, степени знакомства или родства. Вся последующая "невеселая" история позволяет и нам "величать" Семена Александровича "дядей Сеней".
Больно ушибся дядя Сеня и теперь плачет. И посочувствовать бы его "горю", да сердце не лежит. А все потому, что горе свое дядя Сеня "горбом выбивал".
Большая часть биографии Семена Александровича достаточно проста. Родился в рабочей еврейской семье в Одессе в 1914 году. Трудился электросварщиком на предприятиях города Николаева. Наступила година испытаний—пошел в полках защитников Родины на фронт. В 1942 году он получил ранение в руку и после лечения в госпитале был демобилизован.
Терпеливо работники отдела социального обеспечения района, в котором проживал Семен Александрович, старались пристроить дядю Сеню на работу. Но Ладыженский избрал для себя иной путь.
В хоральной синагоге он завел знакомство с людьми из бывшего израильского посольства. Это были первый секретарь Бартов, секретари Кац и Гавиш. С начала Ладыженский просто получал от них различные побрякушки. Но настал день, когда за мелкие "благодеяния" » с дяди Сени потребовали отработки. После встреч с Бартовым он стал уходить, нагруженный пропагандистской израильской литературой. Из мелкого деляги он трансформировался в шептуна, распространителя слухов и антисоветской макулатуры, в поставщика нужной израильским дипломатам и шпионам (Гавиш был выдворен из нашей страны за шпионскую деятельность. — Ред.) информации.
Выдрессированный до тупого повиновения, дядя Сеня по наущению израильских дипломатов ищет людей, увлекающихся изделиями иностранного производства, коллекционеров марок, значков, брелоков, открыток и т. п. К нему льнут и те, кто, будучи опьянен рассказами о райской жизни на "земле обетованной", вынашивают суждения об исключительности евреев, их "превосходстве" над другими народами — люди из числа бывших участников сионистских организаций, пропагандисты лозунга о необходимости сбора "изгнанников" на земле Израиля.
С ними Ладыженский очень добр. Он уже не получает мзду за израильские сувенирчики, а дает их просто так, "на память" об Израиле, сопровождая это пропагандистскими проповедями. Своим знакомым и единомышленникам Ладыженский часто заявлял о мечте — покинуть пределы Советского Союза и выехать в Израиль.
Много дней и ночей прошло с тех пор, как покинули наш у страну представители израильского государства. Много бессонных ночей провел Ладыженский в раздумьях о посулах своих наставников. И решил: ехать в Израиль, и как можно быстрее. Там живет сестра Роза, там у него "близкие" люди в государственном аппарате, которые, мол, помогут заиметь дело и обеспечат его безбедное существование.
И пошли письма к Розе Мильбер. Семен Ладыженский слезно просил сестру отозваться на его просьбу и выслать вызов, который помог бы им воссоединиться.
Объективности ради скажем, что Роза Мильбер не приукрашивала жизнь в Израиле и предупреждала братца о серьезности шага, на который он нацелился. Отговаривали его от этого поступка и другие родственники —те, которые в Москве проживают. Многие говорили ему, что, покидая Советский Союз, детей, жен у и маленького Сережку-внука, он не только будет скучать, но может не воспринять израильского уклада жизни. Дядя Сеня и слышать никого не хотел: ехать, и только ехать в Израиль. А семья? Что семья! Подумаешь, дети, жена, Сережка.
И вот в кабинете Московского отдела виз и регистрации сидит седовласый человек с серыми чуть-чуть надменными глазами. На его лице выражение решительности. Первый вопрос: "Имеете ли вы родственников в Израиле? " не застал Ладыженского врасплох. С вызовом он брякнул: "У меня в Израиле сестра, а еще... два с половиной миллиона братьев и сестер. Я хочу ехать туда". И добавил: "Если бы мне грозила даже смерть, то я бы сказал то же самое". На предложение подумать, учесть советы Розы Мильбер и судьбы людей, которые выехали в Израиль и не находят удовлетворения от капиталистического уклада жизни в Израиле, Ладыженский ответил категорическим "нет" —только туда, к "братьям".
Год назад, 24 марта 1969 года, дядя Сеня отбыл в Израиль.
Шести месяцев хватило дяде Сене, чтобы набить оскомину израильской действительностью. Лопнули надежды Ладыженского на то, что станет он в Израиле богачом или по меньшей мере откроет свое торговое дело.
Не верил дядя Сеня, что евреи-капиталисты остаются прежде всего эксплуататорами чужого труда, независимо от того, кто этот эксплуатируемый — араб, англичанин, француз или еврей. Тель-авивским экстремистам прежде всего нужны люди, которые с оружием в руках могут сражаться против арабских стран, либо работать на военных предприятиях. Они нуждаются в сильных руках рабочего, в его беспрекословном повиновении. Да, не верил в это дядя Сеня, и вот теперь ему пришлось горько за все расплачиваться. Те, кто сулили ему кисельные берега и молочные реки – Бартов, Гавиш, Кац, - получив от еврейского агентства премиальные за склонение дяди Сени к выезду из СССР, бросили его. Расплатилась с ними и израильская разведка за клеветническую информацию, которой их снабдил Ладыженский.
Теперь дядя Сеня каждодневно строчит письма своим родным и знакомым в СССР и просит их похлопотать о его возвращении "домой". В письме к одному из своих знакомых дядя Сеня пишет, что он завидует ему, так как он живет на родине, и что он даже врагу не пожелал бы испытаний, пришедшихся на его долю на чужбине. Пишет, что готов выехать в любую страну, но не оставаться в Израиле.
Недавно дядя Сеня связался пр телефону со своей дочерью. Разговор не клеился. Вместо слов из Израиля были слышны рыдания. Плакал Семен Александрович и слезно взывал о помощи: домой, к жене, детям и внуку Сережке. Не знаем, ходит ли Семен Ладыженский в Стене плача, плачет ли он по своим предкам, но уверенно можем сказать, что он плачет по Родине, и плачет навзрыд.
Вот сквозь слезы прорываются его слова к дочери – Рогачевой: "Здравствуйте , мои дорогие родные, Валюша и деточки! Сегодня у меня праздник и как-то на душе веселей. Я получил два письма – одно от тебя, доченька, а второе от Инны. Возможно, скоро с ними увидимся... Когда я буду получать паспорт, гражданство оставлю советское, потому что это моя родина, а родину забыть никогда и нигде нельзя... Каждый вечер слышу родную Москву и мне кажется, что нахожусь на Дыбенко и сейчас зайдет Сережка и скажет: "Дида, едем гулять...". Скука жуткая, но никого не обвиняю, сам заварил, сам расхлебываю".
Безрадостна жизнь дяди Сени в стране "обетованной". Не хотим предварять ответа на его просьбу о возвращении на родину, но даже таким "ловкачам", как дядя Сеня хочется сказать: родина не разменная монета – ею не торгуют, не обмениваются. Сионистскими пропагандистами дяде Сене преподан жестокий жизненный урок. И телушки за полушку не оказалось за морем, и перевоз ее в "рупь" обошелся.
Н. Гранкин".
("Известия", 1970, № 66 (18 марта, Московский вечерний выпуск), с. 4).

Комментариев нет: