вторник, 8 января 2019 г.

"Ты разрушил дом неволи, ныне строишь ты колхоз..."

"Трактор, воя, возит в поле 
Твой невиданный овес".


65 лет назад в СССР прямым результатом ленинского кооперативного плана были итоги трудового колхозного года:
"Колхозное собрание
Репортаж А. Гаранина и В. Глущенко
Во время второй мировой войны колхоз имени Н. С. Хрущева, Черкасского района, Киевкой области, был полностью разорен немецко-фашистскими оккупантами. За послевоенные годы хозяйство артели не только восстановлено, но и улучшено. Непрерывно крепнет и ее экономика, растет благосостояние колхозников. Успехи колхоза имени Хрущева – прямой результат осуществления ленинского кооперативного плана, результат развития и укрепления хозяйства артели.
Недавно в колхозе имени Н. С. Хрущева, объединяющем три села, подводили итоги трудового года. С отчетным докладом на общем собрании колхозников выступила Галина Евгеньевна Буркацкая – председатель правления артели…
...Запасы на зиму
Мы застали колхозника Ф. К. Тацько на кухне вместе с соседом П.Н. Розаевым. Вот что рассказал Тацько:
- У меня семеро детей. Я один обеспечиваю семью; жена воспитывает ребятишек. Младшие мои дети учатся в сельской школе, старшие – в городе. Заработал я за год 9000 рублей деньгами, получил на трудодни много зерна, овощей и других продуктов.
Сейчас, когда пришла зима, в колхозе нет двора, где бы не кололи кабана. Я тоже заколол своего – пудов на пятнадцать потянет. Наготовим сала, наделаем колбас, запечем окорока – до весны и хватит. А к лету еще кабанчики подрастут.
В сельском магазине
В магазине мы увидели двух подруг – Марию Онищенко и Марию Водопьян. Первая из них сообщила:
- Я израсходовала на себя за год тысячи три рублей. Купила пальто, костюм, белье, шелк на платье и на кофточку. Часть денег истратила на чулки, духи, одеколон и другие мелочи.
Приблизительно такие же покупки сделала и Мария Водопьян.
Школьник Иван Кырнос отвечал на наши вопросы торопливо: видно, спешил.
- Где учишься?
- В нашей сельской школе.
- Кто твои родители?
- Колхозники.
- Что тебе купили за год?
- Отец купил мне пальто, праздничную рубашку, брюки и ботинки… Потом купил лыжи и портфель для учебников. Я просил фотоаппарат, а мама сказала: "Прежде новый костюм сошьем, из старого ты вырос". Книжки еще мне купили: сочинения
Гоголя, "Сын полка" Катаева и книгу про красного командира Щорса.
- Есть у тебя братья и сестры?
-Братья есть, двое. Им отец, кроме одежды, купил гармонь, а теперь велосипед подарить собирается… У нас вы колхозе всегда так: старшим больше покупают… А мне фотоаппарат хочется…
На этом мы закончили интервью, не считая себя вправе разбираться в семейных обидах".
("Советский Союз", 1954, № 1 (январь), с. 8-13)

Комментариев нет: