пятница, 25 января 2019 г.

"На ветвях заснули птицы, звезды в небе не горят…"

 "…Притаился у границы
пограничников отряд".


65 лет назад буквально на каждом шагу проявляли бдительность герои лучших советских фильмов:
"О бдительности и мужестве
Конференция по кинофильму "Застава в горах"
Напряженные будни погранзаставы. Вот воины лежат в засаде. В камышах на чужом берегу почему-то стихли лягушки. Это неспроста. В предрассветном тумане появляются всадники из банды Исмаил-бека. Разгорается бой. Нарушителей много, а в засаде всего три человека. Старший – Марченко. Нужно во что бы то ни стало продержаться до подхода подкрепления. И они держатся.
На заставе объявлена боевая тревога. И вот уже грозно сверкают клинки доблестных защитников советских рубежей. Атаки басмачей отбиты.
Но тем временем, в другом месте, границу переходят матёрые шпионы Марлоу и Стенли.
Враг на советской земле. Его первой жертвой становится жена старшего лейтенанта Лунина. Сержант Кулешов находит её в тяжёлом состоянии на дне ущелья. Надо действовать. Решительность и находчивость помогают Кулешову поймать шпиона.
Разгромлена банда Исмаил-бека, обезврежены американские разведчики, советская граница в надёжных руках...
Вспыхнул свет, но зрители не расходятся. Их глубоко взволновала киноповесть о героизме и мужестве советских пограничников. Воины принялись обсуждать события фильма, поступки героев так, как будто это были их товарищи.
Командир решил провести по картине "Застава в горах" конференцию. В часть приехали снимавшиеся в фильме лауреат Сталинской премии Михаил Михайлович Майоров, заслуженный артист Таджикской ССР Олег Павлович Солюс, артист Станислав Юлианович Чекан.
Дружными аплодисментами встретили солдаты появление в зале гостей. Первым слово взял лауреат Сталинской премии М. М. Майоров.
- С большим увлечением работали мы над фильмом "Застава в горах", - сказал он. – Чтобы правдиво показать всю напряжённость, всё сложность той обстановки, в которой протекает повседневный труд пограничников, нам пришлось тщательно изучить их жизнь. Съёмочная группа выезжала в среднюю Азию, жила на пограничной заставе около девяти месяцев. Там же снимались основные эпизоды картины. В фильме М. М. Майоров играет роль начальника погранотряда полковника Грачёва. По ходу действия Грачёв допрашивает задержанного нарушителя границы. Явных улик нет. Как сорвать со шпиона маску? От опытного пограничника не ускользает ничто: не так повязана чалма, "неграмотный" человек без затруднений понимает смысл сложных слов.
- Острая наблюдательность, - говорит М. М. Майоров, - и помогает моему герою разоблачить врага.
- Я, - сказал О. П. Солюс, - стремился показать американского разведчика Бена Стенли не только злобным, коварным, но и хитрым. Именно с такими врагами приходится иметь дело нашим пограничникам. Долг каждого советского воина – научиться распознавать и разоблачать любые уловки и происки вражеских лазутчиков. Чем больше презрения испытают зрители к отрицательным персонажам фильма "Застава в горах", тем радостнее нам, исполнителям этих ролей. Значит, мы выполнили свою задачу.
Выступает С. Ю. Чекан.
- Я играю роль младшего сержанта Марченко. Что может быть для советского актёра почётнее работы над образом воина нашей родной армии, стоящего на страже мирного труда? Готовясь к съёмкам, мы жили на пограничной заставе не как сторонние наблюдатели: ночевали в палатках, строго соблюдали режим и распорядок дня заставы, учились ездить на коне, управлять служебной собакой.
Скрывать не стану: поначалу приходилось трудно. А тут ещё суровые, непривычные для нас природные условия: в горах, где проводились съёмки, - холод, а спустишься вниз – неимоверная жара. Но прошло некоторое время и стало нелегко отличить актёров от настоящих бойцов заставы.
Крепко полюбил я за время съёмок моего героя – смелого, находчивого в опасности, скромного в быту, верного в дружбе воина.
Слово получает сержант Хохлунов.
- Фильм "Застава в горах", - говорит он, - показывает нам, как важно быть в постоянной боевой готовности. Своевременно и быстро дали отпор врагам воины-пограничники. Это потому, что они в совершенстве изучили своё дело. Так же должны повышать свою боевую выучку, овладевать вверенной боевой техникой все мы, воины Советской Армии.
- Мне хочется отметить удачно раскрытую в фильме тему воинского воспитания, - сказал сержант Афанасьев. – Вспомните историю бойца Воробьёва. В начале фильма мы видим его трусоватым, нерешительным. Но в дружном армейском коллективе, в боевой семье люди меняются, избавляются от своих недостатков. Воробьёву помогают командиры, товарищи, и он побеждает в себе трусость. В этом убеждают нас его смелые действия в бою с басмачами.
Коллектив – великая сила. Разве мало примеров тому у нас? Как боялись некоторые из солдат прыгать через "коня", работать на перекладине! Сколько пришлось повозиться с ними нашим лучшим физкультурникам! Посмотришь, как работают они на перекладине теперь, душа радуется.
Лейтенант Дзиговский посвятил своё выступление разбору замеченных им недостатков фильма.
- Трудно поверить, например, - сказал лейтенант, - что опытный пограничник Кулешов так беззаботно, не осмотревшись, спускается на верёвке в пропасть, хотя знает, что поблизости где-то находится враг. Неправильно, на мой взгляд, и то, что солдаты в засаде ведут огонь, лёжа плечом к плечу, не рассредоточившись, плохо замаскировавшись. Схематичны порой, неглубоко разработаны в сценарии некоторые образы.
Затем о кинофильме высказался младший сержант Красильников.
- Бдительность – неотъемлемое качество советского воина, - подчеркнул он. – Герои фильма проявляют бдительность буквально на каждом шагу. Ни одна мелочь не ускользает от их внимания. Пограничники замечают и то, что кабаньи следы появились на новом месте, и то, что из полуразрушенного здания вылетает кем-то вспугнутая птица. Бдительность нужна не только на границе, она нужна всюду.
- Хотелось бы, - закончил своё выступление Красильников, - чтобы фильмы, рассказывающие о бдительности советских людей, появлялись на экранах чаще, чтобы больше было кинокартин о воинах Советской Армии.
Много полезного для себя услышали в этот вечер и артисты, и зрители.
Н. Коротеев,
Н. Лейкин".
("Советский воин", 1954, № 1 (январь), с. 29)

Комментариев нет: