понедельник, 22 ноября 2021 г.

"Отчизна мира и свободы, пускай враги тебе грозят..."

"... Всегда с тобой твои народы
За друга друг,
За брата брат"
.
 

60 лет назад в СССР покачивал головой строитель Юрий Тимофеевич Антонов:
"Из зала суда                             
Прерванные каникулы
Утром 23 ноября в закрытом судебном заседании по делу шпионов-автотуристов студентов Гейдельбергского университета Зоннтага и Науманна военная коллегия Верховного суда СССР рассмотрела вещественные доказательства: фотопленки, где на многих кадрах — военные объекты, и записи, позволяющие привязать к местности радиолокационные установки, антенные поля, склады горючего и другие сооружения.
Когда публику пригласили в зал, полковник С. В. Фенин огласил по просьбе суда единодушное мнение военных экспертов о степени секретности материалов, добытых мнимыми туристами. Эксперт-химик Л. Ф. Кузнецова дала заключение о том, что шариковая авторучка "Марканд-12", изъятая у шпионов, могла быть использована для тайнописи. Если не выдвигать стержень, то гематоген, нанесенный на ручку, оставляет на бумаге невидимый текст, который можно проявить раствором бензидина.
Зал внимательно следит за ходом заседания. Покачивает головой один из присутствующих— строитель Юрий Тимофеевич Антонов. Он вполголоса говорит соседу:
— Наши ребята, которые строят Новые Кузьминки, очень интересуются процессом. Все возмущены. Как можно пакостить в чужом доме! Сколько уже было таких случаев, когда по туристской путевке к нам забрасывают американских шпионов!
Сосредоточен и профессор Гарвардского университета Гарольд Берман. Этот видный юрист из США гостит в нашей стране, готовится прочесть несколько лекций в Московском университете.
Наверное, он чувствует себя неловко за поведение своих соотечественников, занимающихся неблаговидными делами в чужих странах. Знаток международного права, вероятно, еще не знает, что представители штаба американской армии в Европе, разместившегося в Гейдельберге, пытаются опровергнуть, что Зоннтаг и Науманн завербованы агентами американской разведки. Однако ничем, кроме голословного отрицания, оперировать они не  могут и отказываются от дальнейших комментариев.
Судебное следствие заканчивается. Председательствующий — полковник юстиции Д. П. Терехов еще раз обращается к каждому из подсудимых с вопросами:
— Признают ли они, что прибыли в Советский Союз по заданию американской разведки? Признают ли, что фотографировали военные объекты и делали шпионские записи? Сознают ли, что нарушали советские законы и должны нести ответственность?
На все эти вопросы следует:
— Конечно. Да, верно, признаю. Да, я это сознаю...— отвечают Зоннтаг и Науманн.
После перерыва начинаются прения сторон. С большой речью выступил государственный обвинитель, заместитель главного военного прокурора генерал-майор юстиции Б. А. Викторов. Он подробно проанализировал обстановку, породившую преступление Зоннтага и Науманна. Наглые действия американской разведки, которая хозяйничает в чужих странах, используя любую возможность для засылки агентуры в Советский Союз, вызывают законное возмущение советских людей. Случаи использования в качестве шпионов туристов за последнее время участились.
Прокурор требует строго наказать полностью изобличенных преступников: лишить свободы Петера Зоннтага и Вальтера Науманна на 15 лет каждого.
Затем выступили защитники М. И. Гринев и П. Я. Богачев".
("Известия", 1961, № 278 (23 ноября, московский вечерний выпуск), с. 6).

Комментариев нет: