четверг, 11 ноября 2021 г.

"Вспомнил снова путь солдатский дальний..."

"... Издавна знакомый гарнизон.
Там сейчас молоденький дневальный
В разные заботы погружен".
 

50 лет назад в СССР рядовым Анатолию Пальгуеву и Фараису Миннегалиеву старослужащие помогали  во всём словом и делом:
"Будни армии
Гарнизон в песках
Их всего несколько человек вместе с капитаном Ульфатом Айдархановым. "Точка", на которой они несут службу,— крохотный островок, отвоеванный у песков. А вокруг ширь и синь неба, которое они охраняют днем и ночью.
Маленький, но самостоятельный гарнизон. И как во всяком гарнизоне, тут идет размеренная, подчиненная армейским законам жизнь. Над приземистой кабиной вращается лепесток ажурной антенны. В полутьме аппаратной слышится приглушенное гудение, светлячками мигают сигнальные лампочки. По экранам индикаторов бегут зеленые лучики разверток.
— Новая цель. Одиночная,— докладывает оператор Иван Усатов.
Радиоволны несли его слова над гребнями барханов, и мне отчетливо виделось, как там, на далеком КП, они ложатся на планшет скупыми цифрами координат. И от того, что увидит здесь, на "точке", оператор, будет зависеть решение командира.
Служба шла своим чередом. Напряженная, требующая внимания, четкости, собранности.
Наблюдая за действиям воинов расчета, невольно ловишь себя на мысли о том, что "точка" напоминает хорошо отрегулированный сложный механизм, каждое колесико которого вращается плавно, с заданной скоростью. Лишь когда поступил приказ выключить станцию, я спросил у капитана, как он оценивает действия подчиненных.
— Люди стараются. На них можно положиться — сделают все, чтобы выполнить задачу. Знание отличного расчета держат крепко!
Отличный расчет! Мы как-то уже привыкли к такому слову — отличный. И все-таки оно не стало обыденным. Наверное, потому, что стоят за ним не только упорные тренировки, а, думается, и верность традициям отцов, и глубокое понимание воинского долга. А все вместе и есть то, что подразумевается под понятием о преемственности поколений.
Дед офицера Ульфата Айдарханова был безграмотным кочевником, пас байских овец на казахских просторах. Отец окончил рабфак. В годы Великой Отечественной войны сражался на фронте, был тяжело ранен. Теперь его место
в армейском строю занял сын. В его руках сложнейшая аппаратура, требующая широкого диапазона знаний. Капитан, с отличием закончивший военное училище, влюблен в свою профессию. В блокноте, который офицер всегда носит с собой, записано, что именно должен освоить тот или другой воин за неделю, месяц. Согласно этому плану командир и даст подчиненным задания. Заниматься с ними приходится индивидуально. О качестве этих занятий убедительно говорит такой факт: любой из воинов способен заменить товарища в работе.
На различные темы шли беседы с локаторщиками. Казалось, живут они в дальней дали, но эрудиции их можно позавидовать. Много читают, слушают радио, смотрят телепередачи. Но о чем бы ни заходил разговор, он постоянно возвращался к главному— к задачам новой пятилетки. Именно через их призму определяет сейчас каждый воин своя планы по совершенствованию боевого мастерства.
Живет маленький гарнизон дружной семьей. И хотя это разные по национальности и характеру люди, но накрепко, в единый монолит спаяла их солдатская служба. Поначалу здешние места для рядового Михаила Стриги, уроженца Черкасщины, показались неприветливыми. До армейской службы он учился в морском клубе ДОСААФ, получил специальность моториста. Мечтал о море, а попал в пустыню. Но не жалеет.
—Здесь тоже, как на море. Простор-то какой,—шутит солдат.
К службе относится серьезно — меньше чем за год стал дизелистом-электромехаником и оператором. Теперь осваивает специальность радиомеханика.
Если Стрига уже привык к палящему солнцу пустыни и неистовым ураганам, когда все вокруг тонет в песчаной мгле, то рядовые Анатолий Пальгуев и Фараис Миннегалиев еще только обживаются. Но обязанности свои выполняют исправно, в учебе проявляют усердие, в скором времени экзамен на повышение классности сдавать будут. Разумеется, старослужащие им во всем словом и делом помогают. В расчете уже давно стало незыблемым законом армейское правило: знаешь сам — научи товарища.
Существует понятие: психологически несовместимость. Говора проще, люди, составляющие небольшой коллектив, не всегда могут ужиться друг с другом. Не знаю, задумывался ли над этим капитан Айдарханов. Но ему хорошо известно, что расчет крепок не только выучкой, но и настоящей дружбой, чтобы один—за всех, а все — за одного. На вопрос, как удалось добиться этого, он коротко сказал:
— Стремлюсь, чтобы все по уставу было.
Мы покидали "точку" к вечеру. "Газик" петлял среди рыжих барханов. Под колеса машины ложились пыльные километры, а вдали все еще виднелась антенна локатора Там остались ставшие мне близкими люди. Завтра так же, как и вчера, как и сегодня, они будут нести боевую вахту, оберегая покой древней, но  обновленной и помолодевшей земли...
Подполковник
А. Дровосеков".
("Правда", 1971, № 317 (13 ноября), с. 6).

Комментариев нет: