пятница, 12 ноября 2021 г.

"О мире люди говорят, горит воспоминаний пламя..."

"... Пусть злобные глаза следят
Из ночи западной за нами".
 

40 лет назад в СССР новое произведение Леонида Ильича Брежнева уместно было назвать  прежде всего эмоциональным раздумьем о самом заветном:
"Олесь Гончар
Наука жизни
О "Воспоминаниях" Л. И. Брежнева
Трилогия Леонида Ильича Брежнева — "Малая земля", "Возрождение", "Целина" — ныне является, пожалуй, одной из самых читаемых книг на планете. Выдержавшая множество изданий на разных языках, воссоздающая этапные события нашей новейшей истории, книга эта о многом рассказала не только нам, советским людям, нашла она путь и к сердцам миллионов читателей во всем мире, привлекая внимание каждого, кто хочет глубже постигнуть природу и характер советского человека, истоки его мужества и героизма, не раз изумлявшего мир патриотическим подвигом в годы Великой Отечественной войны и величием  созидательных мирных свершений.
Далеко не во всех странах люди имеют достаточно четкое представление о нашей жизни, о том, как рождалось и набирало сил многонациональное Советское государство. Думается, и в близких, и в дальних странах люди пытливые, размышляющие не раз задавались вопросом: из каких глубинных живительных недр черпали советские люди силу духа, несгибаемую волю, способность выстоять в самых напряженных ситуациях, выдержать все тягчайшие испытания, которые посылала им судьба? Где истоки этих могучих народных сил?
Журнал "Новый мир" только что опубликовал "Воспоминания" Леонида Ильича Брежнева, произведение, как бы предваряющее его знаменитую трилогию и события, изображенные в ней. Новое произведение уместно было бы назвать  прежде всего раздумьем —эмоциональным раздумьем о самом заветном, о людях самых дорогих, о тех, кого никто не заменит в жизни и чьи светлые образы неотделимы от образа самой Родины.
Отчий порог, поэтический мир детства, вдохновенные комсомольские годы заводской юности, дыхание больших, открывающихся в жизни просторов— все это воплотилось в слове подкупающей искренности и теплоты.
Украинский городок над Днепром, выросший из казацкого села-слободы, где происходили важные события героической украинской истории, он, городок этот, и в новые промышленные времена, под бесконечно падающей заводской копотью во многом все еще сохранил свой прежний давний облик, надежный народный уклад. Возвышающийся над поселком могучий, вроде бастиона,  металлургический гигант, с которым связаны судьбы всех здесь живущих людей, а рядом зеленые дворики, левады с подсолнухами, река с раздольем ее заднепровских далей, тихие улочки с буднями и праздниками трудового люда, с весельем и песнями молодежи по вечерам после черного, изнурительного,  целодневного труда —таков мир, ставший колыбелью для автора "Воспоминаний", навсегда одаривший его добротой и лаской людей, которым посвящены в произведении самые проникновенные строки.
"Могу сказать,—пишется в "Воспоминаниях",— что с детских лет мне открылись лучшие черты рабочего человека.
Он великий труженик, ему присуще неиссякаемое терпение, он знает свое дело и привык делать его хорошо. Даже в царское время, даже в условиях эксплуатации ему претила плохая работа, ибо всегда он ценил мастерство и уважал свой труд. Почти все богатства, накопленные человечеством, созданы его мускулистыми руками, но сам он не привязан к собственности, душа его не убита корыстным расчетом, а живы в ней широта, удаль и вечная тяга к справедливости. Он находчив, смекалист, наделен живым умом и юмором. Он решителен, смел, верен дружбе, готов в любой момент прийти на помощь товарищам".
Лаконично и емко, с чувством уважительным очерчено здесь самое существенное,  что составляет душу рабочего человека, определяет его поступки, дела, питает его неброское повседневное мужество и достоинство. Точность слову, зоркость и проницательность глазу дает прежде всего любовь — об этом не раз подумаешь, читая, скажем, глубоко волнующие, согретые сыновним чувством строки о матери, о ее вечных заботах, о человечности и внутренней культуре женщины, чьим уделом и высшим призванием было растить детей, быть душой семьи, хранительницей домашнего очага.
"Мои родители испытали на себе всю тяжесть царского гнета, жили большую часть жизни трудно, но дома у нас всегда царило согласие. Возможно, не обходилось и без каких-либо трений, но мы, дети этого не ощущали, даже повышенных голосов нам слышать не пришлось". Стоило бы поглубже вчитаться в эти строки тем современным молодым людям, которые, не успев создать семью, уже спешат в суд разводиться, людям, которые порой по пустякам, своим эгоизмом и неуживчивостью отравляют жизнь себе и другим, не желая ни с кем считаться, забывая, что существуют нравственные нормы, обязательные для всех, что мораль и эстетика народного обычая, простая и мудрая наука здоровой народной жизни нисколько не потеряла своего значения и в современную эпоху, в условиях технической цивилизации.
О замечательных качествах советской молодежи Леонид Ильич не раз и вполне заслуженно говорил в своих выступлениях. И в новой публикации тоже звучит доброе напутственное слово о достойной смене, которая, оставаясь верной заветам отцов, с чувством личной ответственности, с романтическим порывом и молодой
окрыленностью берется по первому зову Родины за большие патриотические дела.
И все же нечего греха таить, что определенная часть молодежи, не испытавшая жизненных трудностей, порой искусственно обкрадывает себя, измельчает свои мечты, довольствуясь убогими мещанскими запросами, психологией сугубо потребительской, чуждой духу коллективизма, бескорыстия, творческого трудолюбия, которыми столь сильно наше общество. Педагогическая мысль, искусство и литература наших дней прежде всего обращены к уму и сердцу подрастающих поколений, заботясь о воспитании духовно богатой, всесторонне развитой коммунистической личности, и можно представить, какое в этом смысле формирующее воздействие будет иметь на, всех наших современников так  доверительно изложенный в "Воспоминаниях" нравственный народный опыт, атмосфера честности и товарищества, взаимоуважение, присущее людям труда.
Любая человеческая жизнь, пожалуй, всегда может в той или иной степени быть поучительной для других. Особенно же много скажет она вдумчивому читателю, если речь идет л жизни незаурядной, достойной быть примером, если повествуется о великих годах, наполненных неустанным и напряженным трудом, о юности, воодушевленной самоотверженным служением людям и Родине. Интересно прослеживать, как трудовая среда шаг за шагом наставляет и воспитывает рабочего паренька, обогащает его знаниями о жизни, народными понятиями о долге, о совести, о чести, как и сам он охотно впитывает в себя поистине мудрую народную науку человеческого общения.
Раннее возмужание было естественным для людей, выраставших в рабочей среде. В горниле ее ковались характеры цельные и надежные. Жизнелюбие, оптимизм, целеустремленность— все это сын рабочей династии воспринял от старших, от своих заводчан-днепровцев, воспринял вместе с ни с чем не сравнимым чувством
Родины, вместе с извечной мечтой трудовых людей о лучшей жизни, о более справедливом устройстве жизни на земле. На страницах "Воспоминаний" постоянно ощущаем зреющую силу молодого воспитанника днепровских рабочих, юношескую жажду его быть среди тех, кто занят переустройством мира, кому доступен —пусть еще удаленный —свет будущего, свет идеала. Ясно и просто излагается здесь процесс становления и мужания личности, чья миссия в жизни будет миссией убежденного коммуниста-ленинца, страстного борца за мир на земле.
Мысль о чистоте и благородстве души человека труда, о выдающейся роли Коммунистической партии в революции и во всей нашей жизни красной нитью проходит через страницы "Воспоминаний". Определяющая эта мысль обретает плоть и кровь именно благодаря тому, что зиждется она на конкретном  жизненном материале.
Ключевым образом "Воспоминаний" мне представляется образ Прометея. Все украинское Приднепровье знает его, этот гордо взметнувшийся в небо, из заводского металла литой, творчеством народа рожденный символ могущества рабочего класса, его силы, его революционной освободительной борьбы: цепи разорвал, царей низверг, подлых фашистских захватчиков пережил, и как образ самой победы, освобожденный, вечный, вновь возвышается над городом на берегу Днепра этот античный титан, любимец днепровских металлургов, людей постоянного подвига, дающих Родине реки украинского металла...
Годы проходят, меняются люди, меняется облик города, приобретая новые современные черты, а Прометей вечно молод, и сродни его образ тем заводским могучим заревам, чей свет ночью видно далеко всегда, зимой и летом, всем окрестным селам виден этот живой огонь заводских сполохов, озаряющий степь до самых ее дальних пределов!
Для меня слово Каменское знакомо с детства. Из нашей полтавской слободы молодежь тоже уходила туда, приобщаясь к заводскому труду, и к нам, в родное мое село, в трудные голодные годы из Каменского приходили пешком целыми семьями, находя приют, поддержку и понимание, столь естественно возникающие между людьми труда.
Не только город на Днепре— вся планета ныне обретает новые черты. "...Время имеет не только протяженность, но и объем". Многое надо было повидать, многое пережить, чтобы это постигнуть—постигнуть и другим передать эту философскую истину, зовущую к добрым делам и свершениям, оставляющим прочный след на земле. Ведь достоинство и красота человеческой жизни —в ее деяниях, в гуманистической ее наполненности, в преданности народу, людям, их извечному стремлению к согласию, миру и счастью.
Именно эти мысли и пробуждают "Воспоминания". Перед нами произведение, которое прочтут миллионы, прочтут с чувством признательности, восприняв его как достойное сыновнее слово о людях труда, о родной партии, о великой  многонациональной социалистической Родине, которая стоит того, чтобы ее любить, чтобы ею всем нам гордиться.
Киев".
("Известия", 1981, № 267 (13 ноября, московский вечерний выпуск), с. 2).

Комментариев нет: