"…И по всей земле летит на крыльях молва
О тебе, Москва!"
О тебе, Москва!"
65 лет назад
даже создателям советских кинокартин уже начинало изменять в главном и решающем
чувство большой художественной правды:
"Кино
"Испытание
верности"
По шумным
улицам предпраздничной Москвы, в живом, стремительном потоке идёт машина Андрея
Калмыкова. В семьях москвичей готовятся встретить радостный праздник весны.
Но не домой
едет Калмыков, где ждут его большая рабочая семья, жена, сын, товарищи.
— На
Бронную! — приказывает он шоферу.
— Прямо нам
скажу, Андрей Петрович, нехорошо поступаете,— укоризненно замечает шофер.
— Знаю, что
нехорошо,— отвечает Калмыков,— а вот еду и не могу иначе.
На Бронной
живет женщина, ради которой он решается бросать семью.
Так
начинается драма, положенная в основу фильма "Испытание верности". Авторы картины
И. Пырьев и братья Тур сделали верную попытку вторжения в сложный и радостный мир
трудовых будней советских люден, в мир созидания и человеческих
чувств.
В центре фильма—большая
семьи, глава которой — старый литейщик Егор Кузьмич Лутонин прошел многотрудный
и суровый путь рабочего от первых революционных бурь до наших дней.
Жизнь не баловала
Егора Кузьмича. Он потерял верного друга жизни — жену, два сына его погибли
на фронтах, защищая Родину, но ни годы, ни тяжкие испытания не согнули его.
Старик с молодой душой уверенно идет по жизни. Он работает на заводе, заботливо
учит молодежь.
Но не все гладко
и благополучно в семье Лутониных.
Одна за другой
обрушиваются на нее житейские невзгоды. Андрей Калмыков бросает старшую
дочь Егора Кузьмича Ольгу. Младшая дочь Варенька влюблена в молодого инженера
Игоря Баренцева, который оказывается карьеристом и пройдохой. В то же время Ольгу
любит многие годы Алексей Бобров, любит безответной любовью. И Варенька не замечает,
как тоскует по ней славный и скромный новатор Петя Гребенкин. Словом, в доме Лутониных
неспокойно, люди вступают в сложные взаимоотношения, наполненные драматизмом.
До конца веришь
в глубокий характер Егора Кузьмича Лутонин, показанный талантливым С.
Ромодановым. Артист сумел передать живой образ рабочего, душевно богатого, пытливого
и мудрого во всех своих поступках. Есть в нем типические черты облика советского
рабочего. Безгранично верит Егор Кузьмич в красоту жизни и нерушимость принципов
советской морали. Странно, однако, почему Лутонин в конце фильма остается в одиночестве,
а зрителю навязывается мысль, что старик не испытывает чувства одиночества.
Выразителен в
фильме и другой образ- заводского бухгалтера Рябчикова в исполнении В. Топоркова.
Трогательно и мягко ведет артист свои беседы с Лутониным. Сколько неподдельно живот
юмора, молодости в каждом слове его! Какая прекрасная душа сурового н требовательного
человека раскрывается в тот момент, когда Рябчиков видит проявление подлости п мелкой
трусости и людях. Образы Лутонина и Рябчикова —наиболее удачные в фильме, они напоминают
зрителям о прекрасных традициях старшего поколения рабочего класса, о традициях,
постоянно развивающихся в нашей стране.
В фильме есть
запоминающиеся образы, сеть стремление горячо и взволнованно рассказать о людях,
о любви, красивой и трудной, о наших современниках, испытании их чувств. Но не всегда
постановщику и артистам удастся найти верное объяснение поступков своих героев,
не всегда оно убедительно и правдиво. И здесь прежде всего сказывается слабость
драматургии, сценария, сохранившего недостатки пьесы "Семья Лутониных", которая и легла в основу фильма.
По замыслу новая
картина —психологическая драма. И там, где авторы рисуют душевные переживания
Андрея Калмыкову Ольги и Вареньки, они добиваются большой художественной
выразительности. Но способным артистам явно не хватает слов, когда надо изображать
глубокие жизненные конфликты. Тогда в фильме возникают поверхностные иллюстрации,
тогда исчезает настоящая правда искусства.
Нелегко Л. Галлису
играть роль Калмыкова, человека, бросающего семью, трудно потому, что в
этой роли много остается недосказанного. Зрителя весьма интересует, что, например,
заставило Андрея Калмыкова, прошедшего суровую школу войны, бросить семью, окружавшую
его большим человеческим теплом, верностью и заботой. Его коленопреклоненное признание
жене о любви к другой женщине звучит неубедительно. Весь этот эпизод, который, казалось
бы, должен усиливать развитие драматического сюжета, на самом деле лишь ослабляет
его. Столь же неубедительно показаны в картине такие сцены, как прощание Андрея
Калмыкова с женой и отлет его в Арктику. За кадрами оказалось главное —история того,
как Андрей выстрадал право на любовь жены.
Бедность драматургии
сказалась и в образе Ольги, роль которой исполняет М. Ладынина. Актриса передает
многие черты характера тихой и незаслуженно покинутой мужем женщины, гордой и непокорной
в своем горе. Однако в дни разлуки Ольга слишком пассивна, и только весть о катастрофе
самолета ведет ее к мужу. Опять возникают вопросы, на которые не дает ответа фильм.
Снова авторам картины в главном и решающем изменило чувство большой художественной
правды.
В фильме занят
талантливый коллектив артистов. Обаятельна своей непосредственностью молодая актриса
Н. Гребешкова, много искренности в любви ее героини, но как должна быть слепа эта
любовь, когда она отдана молодому пройдохе, который сразу разоблачается в фильме. По языковому материалу и эта роль слаба, что не могло
не сказаться в работе Н. Гребешковой. Хороши в картине образы Пети Гребенкина и
Васи Жукова, по прозвищу Жучок. Исполнитель роли Пети Гребенкина А. Михайлов находит
простые средства, чтобы нарисовать
характер молодого рабочего.
Вдохновенно показана
в картине Москва с ее шумными улицами, полными оживления, бодрости,
молодой, красивой силы. Запоминаются чудесные картины мягкой подмосковной
природы. Оператор В. Павлов умело использовал возможности цветной киносъемки.
При всех достоинствах
нового фильма, тепло встреченного зрителем, в нем много существенных
недостатков. Характеры ряда персонажей остались не раскрытыми, а только поверхностно
очерченными. Дав интересную завязку в сюжете, авторы не могли продолжить его с такой
же силой и довести до логического конца. Драматическая линия картины быстро затухает.
В фильме немало искусственных ходов, надуманных ситуаций. Так, все эпизоды из области
северной экзотики и финальные сцены, посвященные отъезду молодых героев фильма на
целинные земли, явно не связаны с основной сюжетной линией картины.
Фильм мог бы
быть убедительней и интересней, если бы его авторы не стремились к приукрашиванию
жизни.
Острый конфликт,
намеченный создателями фильма вначале, исчезает к концу произведения.
Слабости картины особенно выделяются там, где авторы отступают от глубокого показа
жизненной правды и смелого раскрытия человеческих характеров во всех их сложностях.
Большая требовательность
авторов фильма к своей работе, несомненно, повысила бы идейную и
художественную ценность картины "Испытанию верности".
Павел Кузнецов".
("Правда",
1955, № 16 (16, январь), с. 3).
Комментариев нет:
Отправить комментарий