четверг, 16 января 2020 г.

"Хороша столица ясным днём в молодом порыве трудовом…"


"…И по всей земле летит на крыльях молва 
О тебе, Москва!"


65 лет назад даже создателям советских кинокартин уже начинало изменять в главном и решающем чувство большой художественной правды:
"Кино
"Испытание верности"
По шумным улицам предпраздничной Москвы, в живом, стремительном потоке идёт машина Андрея Калмыкова. В семьях москвичей готовятся встретить радостный праздник весны.
Но не домой едет Калмыков, где ждут его большая рабочая семья, жена, сын, товарищи.
— На Бронную! — приказывает он шоферу.
— Прямо нам скажу, Андрей Петрович, нехорошо поступаете,— укоризненно замечает шофер.
— Знаю, что нехорошо,— отвечает Калмыков,— а вот еду и не могу иначе.
На Бронной живет женщина, ради которой он решается бросать семью.
Так начинается драма, положенная в основу фильма "Испытание верности". Авторы картины И. Пырьев и братья Тур сделали верную попытку вторжения в сложный и радостный мир трудовых будней советских люден, в мир созидания и человеческих чувств.
В центре фильма—большая семьи, глава которой — старый литейщик Егор Кузьмич Лутонин прошел многотрудный и суровый путь рабочего от первых революционных бурь до наших дней.
Жизнь не баловала Егора Кузьмича. Он потерял верного друга жизни — жену, два сына его погибли на фронтах, защищая Родину, но ни годы, ни тяжкие испытания не согнули его. Старик с молодой душой уверенно идет по жизни. Он работает на заводе, заботливо учит молодежь.
Но не все гладко и благополучно в семье Лутониных.
Одна за другой обрушиваются на нее житейские невзгоды. Андрей Калмыков бросает старшую дочь Егора Кузьмича Ольгу. Младшая дочь Варенька влюблена в молодого инженера Игоря Баренцева, который оказывается карьеристом и пройдохой. В то же время Ольгу любит многие годы Алексей Бобров, любит безответной любовью. И Варенька не замечает, как тоскует по ней славный и скромный новатор Петя Гребенкин. Словом, в доме Лутониных неспокойно, люди вступают в сложные взаимоотношения, наполненные драматизмом.
До конца веришь в глубокий характер Егора Кузьмича Лутонин, показанный талантливым С. Ромодановым. Артист сумел передать живой образ рабочего, душевно богатого, пытливого и мудрого во всех своих поступках. Есть в нем типические черты облика советского рабочего. Безгранично верит Егор Кузьмич в красоту жизни и нерушимость принципов советской морали. Странно, однако, почему Лутонин в конце фильма остается в одиночестве, а зрителю навязывается мысль, что старик не испытывает чувства одиночества.
Выразителен в фильме и другой образ- заводского бухгалтера Рябчикова в исполнении В. Топоркова. Трогательно и мягко ведет артист свои беседы с Лутониным. Сколько неподдельно живот юмора, молодости в каждом слове его! Какая прекрасная душа сурового н требовательного человека раскрывается в тот момент, когда Рябчиков видит проявление подлости п мелкой трусости и людях. Образы Лутонина и Рябчикова —наиболее удачные в фильме, они напоминают зрителям о прекрасных традициях старшего поколения рабочего класса, о традициях, постоянно развивающихся в нашей стране.
В фильме есть запоминающиеся образы, сеть стремление горячо и взволнованно рассказать о людях, о любви, красивой и трудной, о наших современниках, испытании их чувств. Но не всегда постановщику и артистам удастся найти верное объяснение поступков своих героев, не всегда оно убедительно и правдиво. И здесь прежде всего сказывается слабость драматургии, сценария, сохранившего недостатки пьесы "Семья Лутониных", которая и легла в основу фильма.
По замыслу новая картина —психологическая драма. И там, где авторы рисуют душевные переживания Андрея Калмыкову Ольги и Вареньки, они добиваются большой художественной выразительности. Но способным артистам явно не хватает слов, когда надо изображать глубокие жизненные конфликты. Тогда в фильме возникают поверхностные иллюстрации, тогда исчезает настоящая правда искусства.
Нелегко Л. Галлису играть роль Калмыкова, человека, бросающего семью, трудно потому, что в этой роли много остается недосказанного. Зрителя весьма интересует, что, например, заставило Андрея Калмыкова, прошедшего суровую школу войны, бросить семью, окружавшую его большим человеческим теплом, верностью и заботой. Его коленопреклоненное признание жене о любви к другой женщине звучит неубедительно. Весь этот эпизод, который, казалось бы, должен усиливать развитие драматического сюжета, на самом деле лишь ослабляет его. Столь же неубедительно показаны в картине такие сцены, как прощание Андрея Калмыкова с женой и отлет его в Арктику. За кадрами оказалось главное —история того, как Андрей выстрадал право на любовь жены.
Бедность драматургии сказалась и в образе Ольги, роль которой исполняет М. Ладынина. Актриса передает многие черты характера тихой и незаслуженно покинутой мужем женщины, гордой и непокорной в своем горе. Однако в дни разлуки Ольга слишком пассивна, и только весть о катастрофе самолета ведет ее к мужу. Опять возникают вопросы, на которые не дает ответа фильм. Снова авторам картины в главном и решающем изменило чувство большой художественной правды.
В фильме занят талантливый коллектив артистов. Обаятельна своей непосредственностью молодая актриса Н. Гребешкова, много искренности в любви ее героини, но как должна быть слепа эта любовь, когда она отдана молодому пройдохе, который сразу разоблачается в фильме. По языковому материалу и эта роль слаба, что не могло не сказаться в работе Н. Гребешковой. Хороши в картине образы Пети Гребенкина и Васи Жукова, по прозвищу Жучок. Исполнитель роли Пети Гребенкина А. Михайлов находит простые средства, чтобы нарисовать характер молодого рабочего.
Вдохновенно показана в картине Москва с ее шумными улицами, полными оживления, бодрости, молодой, красивой силы. Запоминаются чудесные картины мягкой подмосковной природы. Оператор В. Павлов умело использовал возможности цветной киносъемки.
При всех достоинствах нового фильма, тепло встреченного зрителем, в нем много существенных недостатков. Характеры ряда персонажей остались не раскрытыми, а только поверхностно очерченными. Дав интересную завязку в сюжете, авторы не могли продолжить его с такой же силой и довести до логического конца. Драматическая линия картины быстро затухает. В фильме немало искусственных ходов, надуманных ситуаций. Так, все эпизоды из области северной экзотики и финальные сцены, посвященные отъезду молодых героев фильма на целинные земли, явно не связаны с основной сюжетной линией картины.
Фильм мог бы быть убедительней и интересней, если бы его авторы не стремились к приукрашиванию жизни.
Острый конфликт, намеченный создателями фильма вначале, исчезает к концу произведения. Слабости картины особенно выделяются там, где авторы отступают от глубокого показа жизненной правды и смелого раскрытия человеческих характеров во всех их сложностях.
Большая требовательность авторов фильма к своей работе, несомненно, повысила бы идейную и художественную ценность картины "Испытанию верности".
Павел Кузнецов".
("Правда", 1955, № 16 (16, январь), с. 3).

Комментариев нет: